Всего через несколько дней после теракта 9/11 президент США выступил с обращением к «Мусульманским братьям и сестрам Америки»: «Насильственные действия по отношению к невиновным подрывают основополагающие принципы исламской веры, и моим соотечественникам важно понять это»…
Через 16 лет все кардинально изменилось: глава Белого дома обрушил шквал критики на ислам, распространяя ложные слухи о мусульманах, открыто обвиняя сирийских и других беженцев в терроризме и делая одним из приоритетов своей политики ограничение доступа в страну для иммигрантов из определенных стран с преобладающим мусульманским населением.
Нынешний президент Соединенных Штатов во многом олицетворяет еще более масштабное изменение в американской культуре: со времен теракта 9/11 стало допустимо подозревать мусульман в том, что они представляют «угрозу для страны». Без каких-либо доказательств или подтверждений, которые могли быть необходимы, если бы это обвинение выдвигалось по отношению к представителю любой другой религиозной или этнической группы. Согласно результатам исследований от 2017 года, 50% мусульман в США утверждают, что за последние годы их жизнь усложнилась, и примерно столько же сказали, что, как минимум, один раз подвергались дискриминации.
***
Но, что еще опаснее, исламофобия начинает врастать непосредственно в американскую правовую систему. В многочисленных докладах рассматривается множество антимусульманских законов, утвержденных за последние годы, которые, по сути, открыли дорогу исламофобии и тем самым еще больше усугубили проблему.
Проведя тщательный анализ веб-сайтов о законодательстве, исследователи собрали полный набор данных о каждом антимусульманском законе, предложенном в законодательные органы США с 2010 по 2016 гг. В итоге, были выделены 194 такого рода законопроекта в 39 штатах. На сегодняшний день 18 из этих 194 законов утверждены в 12 штатах. На первый взгляд, лишь 14 из 194 рассмотренных антишариатских законов действительно содержат слово «шариат». Однако остальные 180 включены в список не просто так – исследователи приводят аргументы, подтверждающие их очевидный антимусульманский подтекст, который часто внедряется именно их авторами.
Так, в число исламофобских включен каждый законопроект, выпущенный вследствие указа «Американские законы для американских судов». Этот указ был разработан антимусульманской организацией «Американский союз государственной политики» и написан антиисламсским активистом Дэвидом Ерушалми. Вроде бы, в тексте указа говорится о «защите» Соединенных Штатов от «иностранных законов» в широком смысле. Однако при этом на веб-странице, посвященной законодательной деятельности, можно найти многочисленные ссылки на опасность мусульманских законов. В то же время, не упоминается ни один тип «иностранных законопроектов», будь то религиозные или любые другие законы.
***
Примечательно, что из 385 авторов антиисламских законов 373 оказались «республиканцами». А в числе двенадцати штатов, утвердивших такого рода законы, восемь – это штаты, расположенные на прореспубликанском юге США.
Очевидно, что антишариатская полемика и законотворчество являются не попыткой противодействия экстремизму, как пытаются позиционировать себя авторы законов, а, напротив, способом распространения исламофобских настроений путем отождествления ислама с жестокостью и подавлением. «Это представляет собой демонизацию ислама, что не соответствует действительности, является абсолютным искажением исламского вероучения и очерняет его суть», – утверждают сотрудники Йельского университета.
По мнению экспертов, эта деятельность является умышленной стратегией использования антимусульманской политики для поляризации политического климата в Америке. Как отмечается в одном из докладов, «укрепление исламофобии оказалось популярной демагогической тактикой в политике США: большинство антишариатских законов было утверждено в 2011, 2013 и 2015 годах – и каждый из них перед президентскими или промежуточными выборами. Поощрение такого рода тенденций законодателями за год до промежуточных и президентских выборов поддерживает механизм легализации и распространения исламофобии и антимусульманских настроений среди американцев». Можно даже сказать, что эти законопроекты и законы подготовили плодородную почву, приведшую к власти нынешнюю администрацию Белого дома.
***
Следует отметить, что это не первый случай использования религии как средства для внесения смуты в эмоциональное состояние избирателей. Например, со времени основания США и где-то до конца 1950-х «угрозой для американской демократии» представлялись… католики. Политики нагнетали опасения людей по отношению к последователям католичества, усиливая подозрения в том, что их лояльность, скорее, имеет отношение к римскому понтифику, чем к США. Католики, согласно политическим настроениям того времени, «представляли угрозу для американской свободы», потому что они «могли применить религиозное давление по отношению к любому человеку».
Спустя некоторое время антикатолический настрой объединился с негативным настроем по отношению к итальянским, ирландским и польским иммигрантам и их потомкам. Большинство их были католиками и представляли значительную часть из 30 миллионов иностранцев, прибывших в США в 1800-х и начале 1900-х гг. В конце 1800-х дискриминация ирландцев была настолько распространена, что фраза «Ирландцев просьба не беспокоиться» постоянно всплывала в газетных объявлениях и текстах популярных песен.
Что интересно, так же, как и сейчас, группы населения, выражавшие наибольшее возмущение по отношению к католикам, оказались теми, кто менее всего был подвержен их влиянию. В современную эпоху штаты, принявшие антиисламские законы, тоже находятся в числе штатов с наименьшим количеством мусульман. Исследования показали, что в 2014 году мусульман насчитывалось лишь около 1% от общего населения США, и лишь в трех штатах мусульманское население составляло более 2%. Ни один из этих штатов не принимал антиисламских законов. Для сравнения, этот закон приняли 8 из 25 штатов с мусульманским населением менее 1%.
Такое положение дел вовсе не удивляет, ведь хорошая осведомленность помогает рассеивать страх и беспокойство. Если же люди никогда не общались с мусульманами, то, скорее всего, именно они и поверят стереотипным и искаженным исламофобским лозунгам и призывам.
Muslim Politic по материалам западных СМИ