Что лежит в основе развития исламской мысли – революция или эволюция? Действительно ли ислам революционно отбрасывал все то, что существовало в период «джахилии», или же некоторые, не противоречащие шариату элементы доисламской культуры были сохранены? Ответы на эти вопросы являются дискуссионными до сих пор.
Как происходила культурная преемственность, и какие «новые» науки возникали в мусульманском обществе (рациональные методы в фикхе, ашаритские и матуридитские идеи в вопросах акиды, новые приемы в поэзии и т.д.)? Проходила ли при этом ломка мусульманской элиты? Какие факторы влияли и продолжают влиять на развитие исламских взглядов? На какие модели миропорядка опирается исламская мысль и этика. Что в повестке исламской мысли имеется сегодня?
Вопросы эти многомерны, как и сама исламская религия. И многие из бесконечно интересных вопросов отражены в изданном недавно в Турции «Атласе исламской мысли»…
***
Трёхтомное издание, в котором собраны социально-исторические и культурные условия формирования исламских идей на протяжении 14-ти вековой истории, снабжено богатым и понятным картографическим материалом. Неслучайно Ассоциация научных исследований Турции рассчитывает, что данная книга станет новым взглядом на историю исламской мысли в турецком сообществе и за рубежом, ведь в качестве одной из главных целей ставилось представление истории исламской мысли в новой перспективе.
Проект, в реализации которого принимали участие академики, исследователи, дизайнеры, программисты и картографы состоит из 3-х томного «Атласа исламской мысли» и веб-сайта, предоставляющего открытый доступ к интерактивным программам.
По мнению координатора проекта, доцента Стамбульского университета цивилизации, доктора Халила Учера: «Исламская мысль оказалась маргинализирована и вынесена за рамки общего научного и философского исторического наследия, а потому оценивалась учеными, выступавшими носителями этой традиции, лишь в той мере, в какой она оказала воздействие на Запад».
Доктор Учер обращает внимание на то, что теоретическое наследие, произведенное и накопленное исламским миром, имело центральное положение в науке и философии на протяжении почти тысячи лет. Но, взяв в руки историю философии, написанную турецкими авторами на турецком языке, вы увидите, что собственно исламской философии, насчитывающей около 7-8 столетий, уделяется всего лишь несколько страниц».
Учер подчеркивает, что с помощью проекта они стремились возродить надлежащие позиции исламской мысли в общем контексте истории человеческой мысли. По его словам: «Одна из тех вещей, на которые они рассчитывают в плане успеха этой работы – это то, что ее можно оценивать как вызов культурному колониализму, которому мусульмане подвергаются уже более ста лет».
Турецкий ученый также отмечает, что проект является первым шагом, и работа над «Атласом исламской мысли» будет продолжаться. Читателям атласа будет предложена новая периодизация истории исламской мысли, которая представляет собой основную заслугу авторов книги.
***
Периодизация
История исламской мысли поделена на четыре основные эпохи. Первый период – «классический» – это VII-XI века; XII-XVI векам соответствует «период обновления»; XVII-XVIII векам – «период подведения итогов»; а XIX-XX века – «период поисков». Авторы выражают надежду, что, благодаря такой периодизации, будет брошен вызов той исторической несправедливости, которая сопровождала дискурс исламской истории и господствовала в нем на протяжении долгого времени. Ведь на сегодняшний день для истории исламской мысли XIII, XIV, XV и даже XVI столетия – это т.н. «темные века».
Проект не претендует на полный охват истории исламской мысли. А представленную периодизацию можно расценивать как попытку воздать должное указанным столетиям и справедливо оценить их через призму исламского взгляда. Если мусульмане хотят сыграть конструктивную роль в будущем, просто необходимо посмотреть на прошлое с этой точки зрения и оживить те области, от которых последователи ислама оторвались или загнали их глубоко внутрь.
***
Основными компонентами периодизации являются: «Хронологическая карта», «Библиографическая карта», «Карта деятелей» и «Культурная и историческая память». Исламская цивилизация представлена здесь в виде шара, который разделился на части и рассеялся по всем сторонам света.
Исходя из этого, изучение исламской мысли должно вновь обратиться к тем институтам, которые являются ее носителями, к памяти и городам, которые доносят ее тексты, прокладывают путь ее маршрутам. Это должно позволить собрать эти разбросанные части воедино, а хронологическая карта предоставляет возможность обрести целостный взгляд на историю исламской мысли. В свою очередь, интерактивные технологии отображают в каких исторических, институциональных и географических условиях формировался исламский ученый мир.
Как отмечают авторы проекта, он рассчитан как на исследователей, так и на студентов. При этом все материалы атласа выложены в открытом доступе для бесплатного скачивания, использования и распространения.
Marisana Bek по материалам турецких СМИ
Muslim Politic