Решение катарских властей о выходе из OPEC прямо накануне очередного саммита организации стало самой громкой новостью за все последнее время и вызвало в экспертном сообществе самое широкое обсуждение.
Так, профессор экономики и сопредседатель партии «Альтернатива для Германии» Йорг Мойтен считает, что дело в самой организации: «OPEC перестаёт соответствовать современным реалиям. Сегодня главные игроки на международном рынке энергоносителей – Россия и США. Американцы резко наращивают добычу нефти, в том числе на шельфе, причём по цене куда ниже ожидаемой. Так что, возможно, наблюдается конец OPEC».
В свою очередь, эксперт Роман Райнхардт отмечает, что «выходы из OPEC случались и раньше: например, в девяностые организацию покинули Эквадор и Габон (и потом они вернулись), а в 2009 г. “дезертировала” Индонезия. И все же нынешний поступок Дохи – явление совершенно иного масштаба. В конце концов, эта страна стояла у истоков OPEC в 1961 г. Сами катарцы называют причины демарша “чисто экономическими”. Сейчас Катар планирует развивать экспорт не столько нефти, сколько природного газа, что потребует серьёзной перестройки экономики и, возможно, снижения добычи нефти, что члены OPEC по правилам картеля так просто сделать не могут».
При этом эксперт полагает, что Доха немного лукавит: «Полтора года назад соседи Катара объявили ему бойкот, ввели санкции: кто-то разорвал дипотношения, кто-то ввёл экономические меры. Так что не исключено, что это определённая форма мести со стороны Дохи – дестабилизировать обстановку, выйти из картеля за три дня до его собрания, отплатив бывшим союзникам той же монетой. Демарш катарцев можно сравнить с Brexit – выходом Великобритании из ЕС в 2016 г., который привёл к “эффекту домино” и даже отчасти к отказу от старых международных альянсов в пользу политики “изоляционизма”».