Сирия
Начавшаяся 9 октября турецкая операция «Источник мира» кардинально изменила расстановку сил в регионе. Операция проводится силами «Сирийской национальной армии» (СНА), в которую входят 29 групп, чье наступление поддерживается армией Турции.
Посредством данного шага Анкара решает 2 важных вопроса: а) создание буферной зоны на границе для защиты от курдских отрядов; б) переселение в эту зону беженцев, поскольку их проживание в Турции подрывает экономику страны.
Спусковым крючком для начала операции стало решение президента США начать вывод войск из северо-восточных районов Сирии, что, по сути, оставило курдов один на один с турецкой армией. Курды были просто шокированы таким поворотом дел, хотя ранее подобное уже случилось в Иракском Курдистане.
На этом фоне курдские силы объявили о переговорах с Дамаском, с которым было заключено соглашение. В соответствии с ним сирийские отряды и российская военная полиция стали размещаться в контролируемых курдами районах, включая приграничные с Турцией территории.
После недели боев Анкара сумела продвинуться на нескольких направлениях, однако на подступах к Манбиджу, Кобани и даже в Рас-аль-Айне протурецкие отряды встретились с сирийской армией. 22 октября Р. Эрдоган совершил визит в Сочи, где встретился с В. Путиным. Итогом встречи стало подписание меморандума, согласно которому Дамаск и Москва получили официальное согласие Анкары на размещение военных на приграничных территориях. В ответ РФ обязалась обеспечить уход курдских отрядов на 30 км вглубь от границы. После этого российские и турецкие военные должны приступить к совместному патрулированию.
Данное соглашение вызвало резкое недовольство у американцев. Однако следует понимать, что не довольны сложившейся ситуацией не команда Трампа, а представители военных кругов. В итоге, глава Белого дома был вынужден согласиться на передислокацию американских солдат в северо-восточные районы САР, где располагаются крупные нефтяные месторождения. Пентагон заявил, что там останутся от 200 до 500 солдат, усиленных танками «Абрамс», официальная миссия которых – «защита нефти от ИГИЛ».
Военным кругам данный регион необходим для того, чтобы: 1) не допустить усиления Ирана; 2) не отдать Дамаску месторождения, которые можно использовать для восстановления страны; 3) выкачивать ресурсы, посредством которых, в т.ч. будет продолжаться финансирование курдских и других группировок.
***
Эксперты, комментируя российско-турецкие соглашения, говорят о больших изменениях на северо-востоке Сирии. Анкара, по сути, получает территорию между Тель-Абьядом и Рас-аль-Айном на глубину в 30 км. Курды оставляют не только эти земли, но и уходят из Манбиджа и Кобани. Территория же, включающая Манбидж, Кобани, Эль-Камышлы и т.д. вплоть до границы с Ираком переходит под контроль правительства и российской военной полиции.
Однако как поведут себя отряды YPG, которые, с одной стороны, благодарят Кремль, но, с другой стороны, не прекращают взывать к Америке, не ясно. Тем более, что командир А. Мазлум, выдачи которого требует Турция, утверждает, что американцы пообещали ему «долгое сотрудничество с SDF».
Помимо курдского вопроса, аналитики выделяют еще несколько, которые также пока остаются нерешенными. Прежде всего, это вопрос Идлиба – здесь, вероятнее всего, между Анкарой и Москвой заключен договор, согласно которому большая часть провинции переходит к Дамаску. Для этого необходимо разгромить боевиков «Ан-Нусры», и признаки подготовки наступления на Идлиб уже налицо. По всей видимости, предыдущее наступление (окончившееся ликвидацией т.н. Латаминского выступа) было остановлено по просьбе Турции, которой была необходима «буферная зона» на севере, чтобы расселить там беженцев с Идлиба.
Вторым вопросом остается сохраняющаяся зона оккупации в Ат-Танфе на юге Сирии, где хозяйничает Пентагон. Данную проблему едва ли удастся решить до выборов в США – американские военные не готовы сдавать свои позиции, и навряд ли сейчас глава Белого дома решится на новый виток противостояния, учитывая, что в большинстве своем военные представляют Республиканскую партию. К тому же, Пентагон преподнес Трампу ответный «подарок» в виде ликвидации главаря ИГИЛ аль-Багдади…
Турция
Для Турции основным событием также стало проведение операции «Источник мира». США, ЕС, ЛАГ (за исключением Катара) этот шаг осудили. Американский госсекретарь даже заговорил о готовности использовать военную силу против Анкары, а также о военных преступлениях, за которые придется отвечать турецким властям. Французский философ Б. Леви, получивший особую известность во время «Арабской весны», призвал к изгнанию Турции из НАТО, заявив, что Эрдоган «воплощает ценности, которые не являются западными».
Давление на Анкару уже привело к двум серьезным последствиям: 1) США практически приняли «Закон о геноциде армян»; 2) Вашингтон готов ввести антитурецкие санкции. На этом фоне Турцию вновь поместили в список шести стран с самой высокой инфляцией, причем валовой внешний долг достиг $453 млрд. Правда, Эрдоган считает, что экономическая ситуация будет улучшаться: «Страна смогла устоять и обнулила долг в $23 млрд. В ближайшем будущем события будут развиваться в позитивном ключе, что заставит МВФ пересмотреть свои прогнозы». Интересно, что, согласно Счетной палате, за 2018-й год расходы на оборону страны увеличились почти на 70%.
***
На внутриполитической сцене также идут интересные процессы. Один из видных членов ПСР, экс-премьер А. Давутоглу заявил о планах создать новую партию. При этом накануне этого шага Давутоглу исключили из партии власти, что в т.ч. было вызвано его заявлением о том, что он «откроет тайны».
Проявлениями продолжающейся внутренней борьбы можно считать и критику президента в адрес оппозиционеров из НРП. Эрдоган раскритиковал работу мэров Стамбула, Анкары и Измира: «В Стамбуле сильнейший сель – мэра нет. В Анкаре беспризорников выбрасывают на улицу – от мэра не слышно ни звука. Мы имеем дело с партией, которая не сдержала ни единого своего слова и рассыпалась в пух и прах через несколько месяцев».
Как полагают эксперты, у Анкары появились планы по ограничению власти некоторых градоначальников. Вероятно, правительство попытается сделать это путем перераспределения полномочий в пользу муниципалитетов. В случае воплощения в жизнь этих планов, власть мэров крупных городов ослабнет.
Скандал вызвала и встреча мэра Стамбула Э. Имамоглу с экс-главами муниципалитетов провинций Диярбакыр, Ван и Мардин, отстраненных от должностей по «обвинению в связях с террористами». Глава МВД даже пригрозил Имамоглу отстранением от должности. Саму встречу многие посчитали пиар-ходом стамбульского мэра, думающего о предстоящих в 2023 г. президентских выборах и пытающегося получить поддержку прокурдской ДПН.
Продолжаются в Турции и аресты подозреваемых в связях с движением Гюлена. Часть «гюленовцев» опять бежала в Грецию, запросив там политического убежища. В связи с этим интересно отметить, что, согласно СМИ, адвокат Трампа Р. Джулиани «призывал главу Белого дома выдать Гюлена, и что президенту эта идея даже понравилась, однако сотрудники администрации отговорили своего шефа от этого шага».
Ирак
Для иракцев главными событиями, безусловно, являются начавшиеся 1 октября массовые антиправительственные митинги. С начала выступлений погибло уже более 200 человек, ранено от 8 до 10 тысяч. Акции протеста охватили почти все регионы (за исключением курдских). Особенно ожесточенно люди митингуют на юге и в столице.
Демонстранты требуют отставки правительства и призывают покончить с безработицей, бедностью и коррупцией, требуя обеспечить элементарные условия для жизни: прежде всего, водо- и электроснабжение. И действительно, каждый четвертый молодой иракец не имеет постоянного источника дохода, а с 2003 г. коррупционеры украли порядка 1 трлн долларов!
Против участников митингов используется армия, в последние дни начали применять и спецназ. Несмотря на это, накал сбить не удается. Более того, к акциям протеста присоединились уже учителя, студенты и даже школьники.
На этом фоне власти объявили о мерах по защите бедных слоев населения, о повышении социальных выплат нуждающимся семьям, о намерении построить 100 тыс. новых домов и планах по переобучению 150 тыс. безработных. Также в Багдаде приняли решение о создании Центрального уголовного суда, который будет рассматривать дела, связанные с коррупцией и финансовыми махинациями. Премьер-министр несколько раз выступил с заявлением о необходимости диалога. Об этом же говорили и президент, и духовный лидер А. Систани, призвавший правительство прислушаться к требованиям протестующих.
Одним из последних шагов стало формирование парламентом комитета по изменению конституции и отмены привилегий у всех госчиновников, включая высших руководителей законодательных, исполнительных и судебных органов. Также депутаты приняли решение о роспуске местных советов во всех провинциях.
Нельзя не отметить и призыв одного из самых авторитетных иракских лидеров, главы крупнейшей политических фракции «Ас-Саирун» М. ас-Садра, который призвал провести досрочные парламентские выборы под патронажем ООН. Что интересно, по плану ас-Садра в выборах не должны участвовать нынешние политические партии и движения.
***
С одной стороны, акции протеста, конечно же, вызваны объективными причинами. Как отмечают арабские эксперты: «Когда гражданин понимает, что его страна получает ежемесячно $6 млрд от продажи нефти, и в это время он не может получить кусок хлеба и видит полный коллапс госучреждений, видит, что он лишен воды, электричества, медицины и образования, а коррупция охватила всех… В этом случае граждане, конечно же, восстают».
С другой стороны, скорее всего, демонстрации могут подогреваться извне, что связано с попытками дестабилизировать страну в целях ослабления иранского влияния. К тому же, появляются сообщения о переброске в западные районы боевиков ИГИЛ, бежавших или просто освобожденных из лагерей в Сирии после того, как там началась турецкая военная операция.
Не случайно президент Ирака Б. Салех заявил, что Багдад не уверен в США, как союзнике, выразив при этом готовность «перенастроить отношения с другими странами, в т.ч. с Россией и Ираном».
В целом, ситуация в Ираке остается подвешенной – с одной стороны, премьер вроде как уже подал в отставку, с другой стороны, на какое-то определенное время он может и остаться, чтобы провести какую-то часть реформ.
Ливан
В Ливане главной новостью также стали массовые протесты, которые на 13-й день привели к отставке премьер-министра Саада аль-Харири. Акции протеста начались после начала непопулярных реформ, в частности, поднятия налогов на табачную продукцию и планов поднять к 2022 г. НДС с 11 до 15%. Еще большее возмущение вызвали планы ввести налог на WhatsApp. Участники демонстраций требуют решения застарелых проблем – безработицы, коррупции, клановости. Главным требованием митингующих является слом нынешней этно-конфессиональной и клановой системы. Как отмечают эксперты, ливанцы «устали от старой элиты, которая находится у власти десятки лет, и все настоящие политики включены в дележку государственного пирога».
Несмотря на призывы властей к диалогу, народ не успокоился – требования отставки правительства, роспуска парламента и досрочных выборов остались. Каждый день на митинги выходит почти 1,5 млн ливанцев, при том, что население Ливана 4 млн человек.
Религиозные силы, в числе которых христиане-марониты, сунниты и друзы, призвали «удовлетворить справедливые требования митингующих». Представители шиитов также отмечают справедливость требований, однако предупреждают о возможности воцарения в стране «хаоса власти».
Здесь следует отметить, что сформировать в Ливане правительство удалось с большим трудом и лишь через 7 месяцев после состоявшихся в 2018 г. выборов. Отставка кабинета вполне может привести к хаосу, о чем и предупреждает «Хизбуллах». Лидеры движения подчеркивают, что досрочные выборы ни к чему не приведут, т.к. к власти придут представители тех же политических сил. При этом отмечается, что проблемы нельзя решать за счет бедных, вводя новые налоги.
Чтобы снизить накал протестов и попытаться урегулировать кризис, власти объявили об отказе от новых налогов и сокращении зарплат министров и депутатов на 50%. Помимо этого в стране создадут антикоррупционный орган и примут закон об изъятии «похищенных средств». Также было объявлено о намерении отменить решения по сокращению соцвыплат и пенсий. (Кстати, такие непопулярные решения были приняты по рекомендации МВФ).
***
Разрешит ли ливанский кризис отставка премьер-министра? Как полагают одни аналитики, едва ли. По их мнению, ситуация лишь усугубится. Другие эксперты считают, что этот шаг поможет предотвратить гражданскую войну. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что имеются региональные и международные игроки, пытающиеся сыграть в Ливане свою роль, и неизвестно, является ли отставка Харири его личным решением или же это результат давления этих сил.
Как бы то ни было, существует несколько сценариев возможного развития ситуации: 1) поручение экс-премьеру формирования нового правительства с удалением министров, обвиняемых в коррупции; 2) создание «правительства технократов» во главе с Харири или другим политиком с целью вывода страны из экономического кризиса; 3) формирование нового правительства крупными политическими силами во главе с сильным политиком.
Президент Аун уже предложил второй вариант (причем без участия Харири). Но какой бы сценарий не был воплощен в жизнь, очевидно – если элиты не проявят политическую мудрость, и страна скатится в хаос, чего так хотят отдельные внешние силы, особенно те, кто спят и видят ослабление «Хизбуллах», Ливан ждут тяжелые времена…
Из других новостей можно отметить заявление Эр-Рияда о готовности выкупить гособлигации Ливана, что должно дать Бейруту $2 млрд. Абу-Даби также пообещал оказать финансовую помощь, и, по мнению экспертов, ОАЭ пытаются использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу, чтобы войти в нефтегазовый сектор страны и противодействовать влиянию Ирана. В этом же ключе действуют и США, продолжающие давление на Бейрут с целью снизить влияние сил сопротивления.
Иордания
Как и в двух предыдущих случаях, для иорданцев самым заметным событием также стали массовые митинги – в данном случае протестовали учителя, требовавшие увеличения зарплат. Митинги продолжались месяц, и власти долго держались, а суд даже вынес решение о незаконности протестов. Но забастовка охватила практически все школы страны, и в итоге правительство было вынуждено пойти на уступки, повысив зарплаты на 50%, что обойдется бюджету в $150 млн. На фоне госдолга в размере $42 млрд эта сумма кажется совсем небольшой.
Кроме того, власти, пытаясь справиться с проблемами, выдвинули ряд предложений по оздоровлению экономики. По словам премьера, они стараются создать побольше рабочих мест, увеличить инвестиции, сократить пошлины в сельском хозяйстве и создать стимулы для промышленного сектора и экспорта. В рамках этого принято и решение о выдаче гражданам Китая и Индии виз по прибытию – это делается для упрощения визовых процедур для инвесторов, а также для развития туризма.
В настоящее время Амман проводит трудные переговоры с МВФ, которые пока завели лишь в тупик, т.к. фонд требует снизить бюджет для военных и служб безопасности. Правительство от таких требований отказалось, считая данный вопрос весьма щепетильным. Помимо этого МВФ требует снизить количество чиновников в администрации короля, где, согласно данным фонда, работает около 3.000 человек. Однако власти заявили, что в администрации лишь 1.500 сотрудников, и также отказались выполнять требование международной финансовой организации.
Из других новостей можно отметить требования иорданцев аннулировать газовый договор с Израилем, о чем ранее заявляли депутаты. Однако Конституционный суд заявил, что для данного соглашения согласия парламента не требуется.
Палестина
Для палестинцев одним из важнейших событий, как ни странно, стали выборы в Израиле, которые могут привести к серьезным переменам. Прошедшее 17 сентября повторное голосование явного победителя вновь не выявило. И хотя формирование правительства было поручено действующему премьеру, со своей задачей он так и не справился. После этого право на формирование кабмина получил Б. Ганц – конкурент Б. Нетаньяху. Если и он не сможет справиться с задачей, Израиль ждут еще одни, третьи по счету выборы.
Следует отметить, что в рамках своей предвыборной программы Нетаньяху, стремясь получить голоса «правых», заявил, что он намерен распространить свой суверенитет на Западный берег р. Иордан. Это вызвало резкую реакцию и со стороны международного сообщества, и, конечно же, со стороны Рамаллы, пригрозившей разорвать все договоренности с Тель-Авивом. Более того, палестинцы предупредили о возможности ликвидации всех еврейских поселений.
В октябре глава Палестины М. Аббас издал распоряжение о начале подготовки к выборам президента и законодательных органов. Здесь следует отметить, что выборы в Палестине не проводятся с 2006 г., когда победу одержал ХАМАС, что в последующем привело к расколу. (Кстати, лидеры движения в очередной раз поблагодарили иранцев, отметив, что если бы не их поддержка, израильский режим убил бы всех лидеров сопротивления).
Что же касается нового палестинского плебисцита, ХАМАС уже подписал соглашение с ЦИК о согласии на его проведение, но с одним условием – выборы не должны проводиться одновременно в Газе и Западном берегу, а временной промежуток между голосованиями не должен превышать 3 месяца.
Говоря о Палестине, интересно привести следующее заявление министра международных отношений и сотрудничества ЮАР: «Неспособность Совбеза ООН найти решение для прекращения страданий палестинского народа в условиях израильской оккупации является черным пятном в истории человечества». Министр осудила и незаконную поселенческую деятельность Тель-Авива, и нарушения прав палестинцев, подчеркнув необходимость создания независимого Палестинского государства.
На этом фоне еще одним «черным пятном» является позиция аравийских монархий, продолжающих оказывать давление на Палестину и Иорданию с целью убедить их согласиться как с уже практически провалившейся «сделкой века», так и с изменившимся статусом Иерусалима, т.е., по сути, сдаться на милость победителя…
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic