Сирия
После начала турецкой операции «Источник мира» и начала ухода американцев ситуация в Сирии могла сильно измениться. Однако по истечению двух месяцев положение, фактически, вернулось на круги своя. США, ушедшие было из страны, вновь вернулись – теперь уже под предлогом защиты нефти от ИГИЛ, а, по сути, чтобы предотвратить возвращение контроля сирийцев над месторождениями.
National Interest пишет, что установление контроля над сирийской нефтью может быть использовано в переговорах с Москвой, Дамаском и Тегераном – Вашингтон может попытаться заключить сделку с Россией и оказать давление на Иран, заставив его сократить своё присутствие в обмен на передачу Дамаску нефтяных полей.
Впрочем, как это обычно бывает, Белый дом решает сразу несколько задач. К примеру, доходами от сирийской нефти продолжается финансирование курдов. Кроме того, делается важная для Д. Трампа уступка американским силовикам, ведь впереди выборы президента. Наконец, считается, что задуманный уход Вашингтона из различных регионов мира (теперь уже и из Африки) должен по замыслу предполагать оставление этих регионов в хаосе с клубком взаимных и неразрешимых противоречий…
***
В связи с этим едва ли выглядит случайностью, что переговоры Дамаска с курдами, которые поначалу вынуждены были пойти на диалог, вновь приостановились. Главной причиной была названа «изменчивость курдов», которые все еще не теряют надежду на поддержку извне. Среди других причин отмечают и символизм: лидер SDF А. Мазлум настаивает на том, чтобы его регион носил название «Сирийский Курдистан». Дамаск же считает это неприемлемым. И это не просто игра символов – глава SDF просто не хочет отказываться от идеи своего государства.
Интересно, что в данном вопросе курды решили заручиться и поддержкой соперников Дамаска и Анкары – КСА и ОАЭ, где генерал Мазлум побывал с визитом в начале декабря, и, как пишут турецкие СМИ, заручился их финансовой поддержкой. Кстати, сообщается и о прибытии в Сирию саудовских военных и сотрудников Saudi Aramco, которой Вашингтон вроде как продал часть активов сирийской нефти.
В свою очередь, Турция уже несколько раз предупредила, что ее войска не уйдут из северо-восточной Сирии, пока этот район не будет очищен от курдских сил, а Р. Эрдоган заявил, что они не уйдут, пока об этом «не попросит народ этой страны». При этом турецкий лидер объявил о том, что Анкара уже начала расселять сирийских беженцев на территориях, очищенных от курдских сил на севере Сирии. Свою помощь в этом деле пообещал и Катар. Видимо, так и заматывается клубок противоречий.
***
Что касается переговоров между Дамаском и оппозицией, которые прошли и в Женеве, и в Астане, то к значимым результатам они не привели: работа по созданию новой конституции идет медленно, а уступать друг другу стороны практически не хотят.
Впрочем, едва ли кто надеялся на иное, ведь очевидно, что затишье после взятия правительственными силами Хан-Шейхуна было вызвано отнюдь не этим. Просто Анкара еще не установила на севере Сирии т.н. «зону безопасности», а вот как раз после этого и началась новая фаза операции в зоне Идлиба. На 31 декабря 2019 года сирийская армия находится в непосредственной близости от г. Маарррат-ан-Нугман, взяв который Дамаск может начать продвижение как на запад – в левую часть южного Идлиба, так и на север – к г. Саракиб. Также не исключается наступление и в районе западного Алеппо, но это уже дела нового года…
Турция
Анкара и Вашингтон продолжают бесконечный спор о российских С-400, и данный вопрос был одним из главных в ходе визита Эрдогана в США. Однако встреча глав двух стран ни к чему не привела: Турция не поддается угрозам из Вашингтона и даже предложение Трампа подписать торговое соглашение на $100 млрд не поколебали турецкую позицию.
Тогда Конгресс одобрил пакет антитурецких санкций, и чтобы они вступили в силу, необходима лишь подпись главы Белого дома. В Пентагоне же вообще заявили, что Анкара должна полностью избавиться от российских ЗРК. Согласно Foreign Policy, Вашингтон хочет наказать Анкару из-за того, что «ее самоуправство может стать сигналом для других, которые станут пренебрегать американскими правилами безо всяких последствий».
Другой неприятной новостью для Турции стало голосование в Сенате США за принятие «резолюции о геноциде армян в Османской империи». В ответ на все это турки пригрозили «признать геноцид индейцев» и закрыть базы «Инджирлик» и «Кюреджик».
Политику нынешних турецких властей хорошо характеризует оценка американского политолога Дж. Фридмана, который подмечает, что в настоящее время мир «имеет дело с совсем другой Турцией». По его мнению, Анкара «ведет себя на равных и с США, и с Россией, самостоятельно защищая свои границы и самостоятельно выбирая себе союзников».
***
Важным событием для всего Средиземноморья стало объявление Эрдоганом намерения открыто вступить в ливийский конфликт. Сначала Анкара и Триполи подписали меморандум о безопасности и военном сотрудничестве (который, кстати, вызвал резкую реакцию со стороны Египта и Греции). Подписание меморандума открыло дорогу отправке турецких войск в Ливию, после чего события стали развиваться стремительно. Пресс-секретарь президента И. Калын заявил, что власти будут просить разрешение на отправку войск у парламента, а 27 декабря ПНС официально запросило у Турции военную помощь. Эксперты полагают, что прибытие турецких войск в Ливию – вопрос решенный, и все ждут только официального разрешения от парламента.
The Independent пишет, что, «начиная новую игру, Эрдоган, возможно, пытается выстроить единую стратегическую магистраль Сирия-Ливия-Восточное Средиземноморье». При этом он, вероятно, «попытается склонить Россию к подписанию соглашения по типу сирийского, играя к тому же на страхах США перед российским военным присутствием в Северной Африке».
Как отмечают аналитики, теперь единственным шансом, который может помочь предотвратить новую региональную войну с участием Турции, Катара, Египта, ОАЭ и КСА, является конференция по урегулированию кризиса в Ливии, которая должна пройти в январе в Берлине. Только нужно ли это мировым игрокам? Ведь, как уже отмечалось, уход «мирового жандарма» по его же плану должен сопровождаться всеобщей хаотизацией…
***
Внутри страны также происходят интересные события. Один из бывших соратников Эрдогана, экс-премьер А. Давутоглу объявил о создании «Партии будущего». На церемонии открытия Давутоглу обрушился с жесткой критикой в адрес властей. Бывший глава правительства указал на наличие в стране «атмосферы страха» и призвал к «капитальному ремонту» политической системы.
Такие заявления базируются в том числе и на данных, которые озвучивают сами власти. Так, согласно главе МВД С. Сойлу, с 15 июля 2016-го по ноябрь 2019-го в стране было проведено расследование в отношении почти 560.000 человек, из которых 261.000 (включая 42 бывших мэра) приговорены к тюремному заключению. В этом же ряду стоит и заявление спикера парламента М. Сентопа об увольнении 30.000 полицейских.
И все же популярность президента пока еще на высоте – согласно опросу центра Metropoll, в ноябре Эрдогана поддерживали более 44% респондентов. Следом с 36% идет представитель главной оппозиционной «Народно-республиканской партии» (НРП), мэр Стамбула Э. Имамоглу. А. Давутоглу и А. Бабаджана поддерживают пока лишь 13,5% и 12,4% опрошенных. Однако вызов Эрдогану брошен. И он более чем серьезный: только за последние два месяца правящую «Партию справедливости и развития» (ПСР) покинули уже более 57.000 человек. К тому же, партия власти начала терять голоса в пользу своих временных союзников.
Ирак
В Ираке сохраняется напряженная политическая ситуация, связанная с массовыми антиправительственными митингами. Акции протеста нанесли ущерб экономике на $6 млрд и привели к нескольким сотням погибших и раненых. В некоторых случаях, вероятно, действовала и «третья сторона».
Через два месяца после начала протестов глава правительства был вынужден подать в отставку. Однако это ни к чему не привело: митингующие не разошлись и продолжают ставить ультиматумы, требуя кардинальных перемен – распустить парламент, уволить губернаторов, привлечь к суду коррупционеров. Политические силы тоже договориться не смогли, так и не согласовав кандидатуру нового премьера.
Более того, ситуация еще более усугубилась – в отставку собрался уже и президент страны. Причина все та же – споры о будущем премьере. И если К. Сухейл отозвал свою кандидатуру сам, то кандидатуру М. Судани отклонил уже президент. После этого крупнейший парламентский блок «Аль-Бинаа», куда входят движения «Государство закона» и «Фатх», предложили на пост губернатора Басры А. Идани. Однако и тот был отвергнут президентом, после чего последний и подал в отставку, что вызвало серьезные обвинения в его адрес. Интересно, что один из самых влиятельных иракских лидеров М. Садр от процесса формирования кабмина отстранился, объявив о том, что его люди в правительство не войдут.
А вот у демонстрантов свои кандидаты имеются. Среди них: экс-командир антитеррористического подразделения А. Саади, бывший глава иракской комиссии по честности Р. Эгели, экономист С. Шабиби. В целом, по мнению митингующих, кандидат должен быть моложе 55 лет, не связан с нынешними политическими силами, не коррупционер, иметь только иракское гражданство, не являться выходцем из органов нынешней власти.
Кстати, протестующие уже добились одной локальной победы – принятия нового закона о выборах. Он позволяет иракцам выдвигать свои кандидатуры в качестве независимых кандидатов, а не только как партийные лица. Там есть свои нюансы, и, что примечательно, курды отказались участвовать в голосовании по данному закону, считая, что он ущемляет их права.
***
Из других событий нельзя не отметить продолжающиеся ракетные обстрелы на американские базы. В результате одного из них (27 декабря в районе Киркука) погиб контрактник из США, несколько военных были ранены. Специалисты полагают, что атаки являются ответом Тегерана на продолжающиеся налеты израильских ВВС в Сирии.
Гибель контрактника, видимо, серьезно ударила по имиджу Вашингтона, и тот решил показать силу, нанеся удары по базам союзников Ирана. Те поклялись отомстить и атаковали еще одну американскую базу, теперь уже в районе Багдада. Ситуация выглядит очень накаленной и непредсказуемой, и как она будет развиваться сказать сложно.
Еще одним интересным событием стал секретный визит вице-президента США М. Пенса в Эрбиль, где он мог обсуждать роль и положение курдов, причем как иракских, так и сирийских. Как отмечают СМИ, Пенс в очередной раз заверил курдских лидеров, что «американцы их не бросят». При этом он выступил посредником в диалоге между курдами Сирии и Ирака, добиваясь согласованности их действий. Не исключается, что Пенс обсудил с курдами сценарий признания курдской автономии или даже государственности на севере Сирии, сообщив им о «некоторых изменениях», которые могут произойти в будущем.
Иордания
Тяжелое экономическое положение Иордании вынуждает Амман обращаться за помощью к самым различным силам, прежде всего, к своим аравийским соседям. Однако те хотят, чтобы Хашимитское королевство выполняло их указания. В связи с этим иорданские власти обратились за поддержкой в Европейский союз, и тот выделил Амману финансовую помощь в размере €500 млн для «сохранения стабильности и проведения реформ».
И все же этого недостаточно, и потому в стране заговорили о возможности досрочных парламентских выборов. Эксперты отмечают три сценария возможного развития событий – досрочные выборы; выборы в свое время (т.е. летом 2020 г.); откладывание выборов с продлением полномочий парламента на год.
На этом фоне в Иордании произошли масштабные перестановки в кабмине. Министром образования стал Т. Нуэйми; высшего образования – М. Тук; окружающей среды – С. Харабше; сельского хозяйства – И. Шахахде; финансов – М. Иссисс; госминистром по делам СМИ – А. Адайле; министром по делам вакуфов и исламских дел – М. Халайле; министром культуры – Б. Твисси; по делам молодёжи – Ф. Брайзат; планирования и международного сотрудничества – В. Рабади; транспорта – Х. Саиф.
Кроме того, Абдалла II издал указ об объединении трех структур в одну – жандармерия и МЧС были присоединены к Службе общей безопасности с целью «лучшей координации между службами и для экономии средств». Новым главой безопасности назначен генерал М. Хаватима, возглавлявший ранее жандармерию.
Следует отметить, что перестановки во властных и силовых структурах в последнее время проводятся в королевстве довольно часто. Они были и в 2018-ом, и несколько раз в 2019-ом, в т.ч. и из-за возможных заговоров против правительства. По словам премьера О. Раззаза, нынешние перемены в кабмине производятся для «решения задач предстоящего периода».
Из других новостей можно отметить инициативу ряда депутатов парламента, потребовавших аннулировать газовое соглашение с Израилем, которое было заключено на 15 лет и должно начать действовать с 2020 г.
В этом же ряду стоит и другое интересное событие – восстановление Амманом контроля над районами Эль-Бакура и Гамра. Как отметил Абдалла II: «Иорданский суверенитет восстановлен над каждой пядью этой земли». Эти территории в 1994 г. были предоставлены Израилю в аренду на 25 лет после подписания мирного договора. В октябре 2018-го Амман объявил, что продлевать аренду не будет.
Ливан
В Ливане, как и в Ираке, тоже проходят массовые митинги, которые также вынудили премьера С. Харири подать в отставку. Митингующих это устроило не до конца, ведь они требуют демонтировать Национальный пакт 1943 г., на основе которого в Ливане действует этно-конфессионально-политическая система (президент – христианин, премьер – мусульманин-суннит, спикер парламента – мусульманин-шиит, плюс свои посты имеют друзы, армяне и др. общины).
Президент Ливана М. Аун согласился было создать требуемое демонстрантами «правительство технократов» без учета этно-конфессиональных факторов. Однако выполнить обещание оказалось не так легко – далеко не все согласны менять сложившуюся в стране структуру власти. Вскоре президент был вынужден объявить о том, что «узкий кабинет технократов не подходит для многоконфессионального Ливана». При этом не согласных с этим участников акций протестов призвали покинуть страну.
Что касается кандидатов на пост премьера, то первым из них стал экс-министр финансов М. Сафади, который, однако, вскоре объявил о самоотводе. Следующей кандидатурой стал близкий к Харири бизнесмен С. Хатыб, но протестующие отвергли и его, настаивая на том, что кандидат должен быть фигурой не зависимой от нынешних политических сил. Вскоре бизнесмен также отозвал свою кандидатуру, причем на этот раз на отзыве настояли суннитские политические и религиозные силы, которые хотели предложить на пост ушедшего в отставку Харири. Однако тот благоразумно отказался, и, как говорят, окончательно.
Тогда президент после долгих консультаций поручил формирование правительства Х. Диабу, призвав его создать «правительство из независимых технократов, способных найти решение острых социально-экономических проблем, от которых страдает население». Демонстранты, правда, новую кандидатуру опять не одобрили, обвинив его в связях с движением «Хизбуллах». Тот назвал обвинения глупостью, отметив, что «новое правительство не будет правительством одной политической группы». При этом новый премьер пообещал сформировать кабинет министров в течение месяца.
Пока ситуация в Ливане далека от стабильной, и никто не может спрогнозировать, сможет ли Диаб выполнить свое обещание, и как будут оценены его шаги участниками протестов, требующих не просто досрочных выборов, а слома всей политической системы страны.
Палестина
Очередные израильские бомбардировки Газы привели к гибели известного палестинского командира Абу аль-Ата. Всего же от ударов погибли 34 человека, ранения получили 111. Позже стороны конфликта согласились прекратить огонь при посредничестве ООН и Египта. Проведенное движением ХАМАС расследование привело их к выводу о том, что погибшего командира сдали агенты с Западного берега Иордана, о чем и было официально объявлено.
Кстати, один из бывших союзников Рамаллы, имеющий теперь статус «опаснейшего преступника на Ближнем Востоке», объявлен в розыск Турцией за связи с «гюленистами» и причастность к провалившемуся путчу.
Неприятной новостью для палестинцев стало заявление госсекретаря М. Помпео о том, что «строительство поселений на оккупированных палестинских территориях на Западном берегу Иордана не нарушает международное право». Данное заявление было резко осуждено мировым сообществом. При этом, что интересно, Палата представителей Конгресса США поддержала резолюцию, подтверждающую принцип «двух государств» для урегулирования палестино-израильского конфликта и осуждающую идею аннексии Израилем «спорных территорий».
В конце декабря Помпео сделал еще одно заявление: «Тяжелая правда в том, что конфликт не имеет юридического решения. Аргументы о том, кто прав или кто виноват согласно международному праву, не принесут мира. Это сложная политическая проблема, которая может быть решена только между израильтянами и палестинцами». Таким образом, Помпео, фактически, призвал Тель-Авив не оглядываться на международное сообщество и резолюции ООН.
В самом Израиле власти объявили третьи за год парламентские выборы. Предыдущие два голосования завершились ничьей: политические силы не смогли договориться о формировании правительства. Новые выборы назначены на 2 марта 2020 года.
Тем временем, Генассамблея ООН приняла резолюцию с призывом к Израилю покинуть оккупированные Голанские высоты, которые ранее Белый дом признал «израильской территорией». Документ поддержало 91 государство (против – 9, воздержались – 65). Также Генассамблея приняла резолюцию с требованием прекратить поселенческую деятельность на оккупированных территориях. Однако, вероятнее всего, эти резолюции так и останутся на бумаге.
Следует отметить, что в США далеко не все слепо поддерживают Израиль. Так, кандидат на пост президента от демократов Б. Сандерс прямо называет Б. Нетаньяху «расистом», отмечая, что американская внешняя политика не должна быть только «произраильской». Как известно, плохие отношения с Нетаньяху были и у Б. Обамы, поэтому на президентских выборах в США Тель-Авив делает ставку на республиканцев. Но даже победа Трампа может не спасти Нетаньяху ни от поражения на своих выборах, ни от судебного преследования, которое может привести к самым серьезным последствиям…
Руслан Раминов, специально для портала
Muslim Politic