Некоторое время назад на фоне неожиданных сообщений и предположений об ускорении «колеса нормализации» премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху решил бросить новую дымовую шашку, пишут египетские СМИ. Он заявил о соглашении с Косово, которое даже готово открыть свое посольство в Иерусалиме. Тем самым Косово стало первой страной с преимущественно мусульманским населением, решившей зайти так далеко, что это сложно было даже представить.
Более 10 лет Тель-Авив действовал вопреки Западу, способствовавшего созданию государства Косово. Израильские власти опасались, что аналогичная поддержка будет оказана и Палестине, и потому оставался в лагере «не признающих Косово».
Однако с приходом к власти Д. Трампа Израиль уже не боится старых сценариев. Поэтому когда «машина нормализации» была запущена, израильтяне разработали комплекс мер с целью убедить общественное мнение в том, что косовский кризис нельзя сравнивать с израильско-палестинским конфликтом.
Свои усилия приложил и Трамп, что, в итоге, и привело к установлению полноценных дипломатических отношений между двумя сторонами. Чтобы добиться этого, Белый дом должен был приложить двойные усилия в отношениях с Сербией, и президент США в этом преуспел. В начале сентября он объявил об одобрении Белградом экономического сотрудничества с т.н. «правительством сепаратистского региона». Тем самым Сербия покорилась «мечу и золоту» и проигнорировала предупреждения ЕС, запрещающие любые односторонние шаги по изменению ситуации в Иерусалиме до достижения международного консенсуса и заключения мира, одобренного палестинцами.
Но возникает вопрос – а что будет дано косоварам взамен? Как заявил Нетаньяху, в их распоряжении есть лишь один вариант: мир в обмен на мир и экономика в обмен на экономику. Другими словами, каждая сторона имеет собственные интересы, и поэтому палестинской вопрос никем и никак не упоминается. Таким образом, главная цена – развитие экономических отношений, и этого вполне достаточно для косовских властей, чтобы оживить свою экономику.
Может показаться, что выгоды от нормализации очень велики, но, как и в случае с любой мусульманской страной, для подавляющего большинства – это «красная линия». Пересекая ее, любая власть или партия идут на переломный шаг. Так и в Косово: большинство населения и религиозная элита резко раскритиковали соглашение и открытие посольства в оккупированном Иерусалиме.
Мусульманское духовенство не осталось в одиночестве: к ним присоединилась и оппозиция, по мнению которой, главной заботой правительства должна быть поддержка независимости Косово и дистанцирование от любых проектов, не служащих его интересам. Оппозиция считает соглашение лишенным содержания, поскольку вся политическая выгода достается Израилю.
На дипломатическом уровне, согласно оппозиционерам, главным бенефициаром процесса является администрация Трампа и его внешняя политика, в которую он многое вкладывает ради предстоящих выборов, позиционируя себя как проницательную фигуру в области внешней политики и внутренней экономики. Трамп не только защищает Израиль, но и угрожает китайским инвестициям, мешая Пекину оставаться влиятельным игроком на Балканах. Глава Белого дома пытается доказать, что только он способен сдерживать КНР. Сделав это на американском рынке, он распространяет свою блокаду на любой регион мира, где две экономики конкурируют друг с другом.
Косовская оппозиция кладет конец путанице в данном вопросе. Для нее не существует иной альтернативы, кроме как оставаться приверженной своей исторической позиции по палестинской проблеме. Косово всегда поддерживало резолюции ООН, гласящие, что единственным решением кризиса является создание независимой Палестины со столицей в Восточном Иерусалиме и в границах 1967 года.