Визит министра обороны Турции Хулуси Акара в Казахстан может придать новый импульс взаимодействию двух стран в военной и военно-технической сфере. На переговорах в Нур-Султане с премьер-министром Аскаром Маминым и главой Минобороны Нурланом Ермекбаевым были обсуждены вопросы региональной безопасности…
Турецкий генерал прибыл в одну из стран ОДКБ во время войны в Нагорном Карабахе для выяснения казахстанской позиции в этом вопросе. Это был первый приезд Акара в Нур-Султан. Его встретили со всеми почестями – красной дорожкой, караулом, выстроившимся в ряд генералитетом. Министр обороны растрогался и назвал Казахстан «братской страной», заявив буквально следующее: «Для нас очень важно быть на этой земле, ведь у нас общая история. Мы следим за мероприятиями, событиями, которые происходят в Казахстане. Общая история и общая культура для нас крайне важны. Особенно хочу подчеркнуть дружественные отношения глав наших государств. Это упрощает нашу работу».
В свою очередь, премьер-министр Казахстана отметил высокий уровень сотрудничества между двумя странами. За годы независимости Турция инвестировала в Казахстан более 3,7 млрд долларов и входит в первую десятку стран – торговых партнеров Нур-Султана. Товарооборот между странами по итогам 2019 года превысил 3 млрд долларов. При этом в казахстанском обществе все чаще обсуждается вопрос более тесного сотрудничества и даже чуть ли не объединения с Турцией.
По итогам переговоров в казахстанском военном ведомстве обсуждались вопросы, касающиеся реализации достигнутых ранее договоренностей. В частности, Договор о военном сотрудничестве был подписан в сентябре 2018 года в ходе официального визита в Анкару первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. По словам генерала Акара, стороны сошлись на необходимости дальнейшего расширения военно-технического сотрудничества.
***
Следует отметить, что Турция с первых дней независимости страны оказывала помощь в становлении казахстанской армии. Шли поставки оружия, в том числе катеров. С нулевых годов началось производство некоторых видов вооружения на предприятиях Казахстана.
Как сказал казахстанский политолог Замир Каражанов в программе телекомпании Atameken-Business: «Сейчас это направление получило развитие. Тем более, что Турция производит конкурентоспособное вооружение, опробованное в конфликтах, в которых принимала и принимает участие Анкара. Это оружие способно поддерживать паритет сил в тех или иных конфликтах».
При этом, по мнению эксперта, сотрудничество с Турцией в военной сфере не противоречит сотрудничеству с ОДКБ, поскольку на военно-политическое сотрудничество страны еще не перешли: «В военно-политической сфере Казахстан сотрудничает с Россией и другими партнерами по ОДКБ. С другой стороны, есть давний партнер – Турция. Нур-Султан вынужден поддерживать баланс, поэтому пока Казахстан наращивает военно-техническое сотрудничество. Переход на военно-политическое сотрудничество вызовет вопросы, и придется объясняться с партнерами по ОДКБ».
Политолог Жаксылык Сабитов отмечает, что за последние 10 лет Турция совершила прогресс в области разработки и производства определенных видов вооружений. В частности, «Байрактары» и другие беспилотники, которые она производит, ценятся на мировом рынке.
«Участие в региональных конфликтах в Сирии, Ливии, Ираке помогли Турции обкатать и улучшить БПЛА и те виды вооружения, которые помогают вести бесконтактную войну, – полагает Сабитов. Соответственно, с этой точки зрения Казахстану интересно изучить данный опыт. Эти технологии сейчас используются в Азербайджане. Успех азербайджанской кампании в Нагорном Карабахе на 50-60% зависит от опыта турецкой армии. Используя этот опыт, Казахстан может обогатить себя в военно-техническом плане».
И несмотря на то, что Казахстан – мирная страна и ее доктрина направлена на оборону, и Казахстану, в общем-то, не с кем воевать в регионе, тем не менее, подчеркивают эксперты, «хочешь мира – готовься к войне».
***
Визит турецкого генерала не случайно совпал с войной в Нагорном Карабахе, хотя в официальных сообщениях и указывается, что он был запланирован давно. По мнению Сабитова, Акар прибыл в Нур-Султан выяснить, как будут себя вести страны ОДКБ, и в том числе Казахстан, в карабахском вопросе.
Российский политолог Аркадий Дубнов также убежден, что визит турецкого министра связан с продолжающейся уже месяц войной на Южном Кавказе: «Ввиду неизбежного в ближайшем будущем переговорного процесса в поисках нового статус-кво вокруг Нагорного Карабаха, Турция, которая не скрывает, что является активным лоббистом этой войны вплоть до ее победного окончания и стремления заставить Армению вывести своих военных из Карабаха, стремится заручиться поддержкой тюркоязычных стран в будущем переговорном процессе. Уже известно, что Совет сотрудничества тюркоязычных стран выразил полную поддержку Баку. Генсек Совета (куда входят Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан), казахстанский дипломат Багдад Амреев встречался с и.о. президента Киргизии Садыром Жапаровым. И хотя в пресс-релизе о встрече упоминания о войне на Кавказе нет, очевидно, что этот вопрос не мог не обсуждаться, и Амреев, видимо, добился от киргизской стороны поддержки тюркоязычного единства».
По мнению Замира Каражанова, позиция Турции в Ближневосточном регионе стала заметно меняться. Эта страна принимает участие, в той или иной степени, во всех конфликтах региона: в Сирии, на севере Ирака, в Ливии. У Турции амбиции регионального лидера, и визит министра обороны подчеркивает, что Анкара начинает смотреть шире и не ограничивает свою роль рамками НАТО. Сейчас Турция ведет себя достаточно независимо, не считаясь с НАТО. В регионе она отстаивает собственные интересы, а также расширяет зону своих интересов на все тюркоязычные страны.
***
Что же касается Карабаха, то Анкара продемонстрировала свои возможности в обеспечении безопасности и стабильности партнеров, в данном случае Азербайджана. И в отношении к Турции со стороны тюркоязычных партнеров определяющим может стать именно то, насколько удачно справится она со взятой на себя задачей.
По материалам НГ