Реджепу Эрдогану придется нелегко с приходом в Белый дом Джо Байдена, учитывая разногласия по поводу статуса курдов в Сирии, морских претензий Турции в Средиземноморье и ряду других вопросов, пишет Bloomberg.
Как заявил агентству советник одного из сенаторов от Демократической партии: «В течение четырёх лет Эрдоган мог делать всё, что хотел, поскольку у него был друг в Белом доме. Это изменится с приходом администрации, которая будет более ответственно подходить к президенту Турции».
Согласно Bloomberg, «агрессивная внешняя политика в течение последних лет принесла Анкаре успехи в Сирии, Ливии и недавно в Азербайджане. Однако в настоящее время он готовится к худшему. Накануне парламент страны принял закон о репатриации турецких энергетических и горнодобывающих компаний, созданных за рубежом для защиты от потенциальных санкций со стороны США. До этого Эрдоган отправил в отставку главу Центробанка и перешёл к менее рискованной денежно-кредитной и фискальной политике. В стране уже подняли процентные ставки, стабилизировав курс турецкой лиры».
Вопрос покупки у России С-400 также может обостриться при президентстве Байдена. Как отметил бывший советник главы Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон: «Трамп не хотел вводить санкции против Турции, и это совершенно ясно. Он принимал аргумент Эрдогана о том, что Барак Обама не позволил им купить системы “Пэтриот” и у него не было другого выбора, кроме как купить С-400».
Однако Байден, полагает агентство, едва ли примет эту линию. Поправка, находящаяся на обсуждении в Конгрессе, в любом случае вынудит нового президента выбрать, минимум, пять санкций, из 12-ти выдвинутых против Анкары вариантов ограничительных мер. Эти варианты варьируются от символического до жёсткого исключения лиц из всех финансовых операций под юрисдикцией США.
В самой Турции наиболее серьёзным потенциальным вызовом для Байдена считают Сирию. При этом у некоторых американо-турецких споров, по их мнению, нет очевидного решения, и могут быть пределы тому, насколько далеко Эрдоган может пойти на компромиссы, даже если он этого хочет.
Правительство правящей в стране «Партии справедливости и развития» (ПСР) основывается на коалиции с «Партией националистического движения» (ПНД), которая, вероятно, будет сопротивляться любым уступкам Вашингтону. Неслучайно лидер националистов Девлет Бахчели, комментируя победу Байдена, подчеркнул, что они «не сторонники Байдена и не влюблены в Трампа», и они «идут подготовленными – с осторожностью и подозрением».