Турецкие аналитики считают, что основной причиной «признания геноцида армян» Джо Байденом является «новая Турция и политический путь Реджепа Эрдогана», пишет Milliyet.
Так, писатель Хакки Оджал отмечает, что «армянский вопрос не входит в масштаб озабоченности президента США, демократов или даже республиканцев: их единственная забота – не допустить появления “новой Турции”».
По его словам, «новая Турция» – это страна, которая «не управляется через Международный валютный фонд и Всемирный банк и не действует в соответствии с инструкциями советников американского посольства. И это не та страна, которая голосовала в пользу интересов Вашингтона в ООН и стояла бок о бок с США против любого решения в отношении израильской оккупации».
В свою очередь, эксперт Надим Шинар в репортаже для H?rriyet указывает на то, что самый важный вопрос это – «Почему Байден перестал использовать тот козырь, который использовался каждый год для давления на Турцию?». По его мнению, ответ заключается в опубликованной в New York Times (2019 г.) речи главы Белого дома об Анкаре и Эрдогане. Тогда Байден заявил, что он «очень обеспокоен подходом Эрдогана к курдам и его военным сотрудничеством с Россией», предупредив, что «заставит Турцию заплатить цену за покупку С-400».
Согласно Шинару, президент США не скрывал своей цели – «свергнуть Эрдогана и заставить его заплатить цену, и в настоящее время Байден пытается свергнуть турецкого лидера, но не путем переворота, а посредством избирательного процесса и подстрекательства оппозиции».
Также эксперт подчеркивает, что с момента прихода в Белый дом администрация Байдена «работает над реализацией антитурецкой стратегии и реализует ее шаг за шагом, причем ее особенности были выработаны после попытки государственного переворота 15 июля 2016 года, в котором участвовали и Пентагон, и спецслужбы».
Как полагает Шинар, Вашингтон «хочет усилить поляризацию и внутренние конфликты в Турции. Цели Байдена состоят в том, чтобы максимально усилить политический и социальный конфликт внутри страны посредством давления, и поэтому после признания геноцида ожидается усиление атак (прямо или косвенно) на турецкую экономику».