Президент США Джо Байден решил положить конец войне в Афганистане, которая является самой продолжительной в истории Соединенных Штатов, но «парадокс заключается в том, что этот конфликт, начавшийся в 2001 г. с целью свержения “талибов”, завершается переговорами с ними, чтобы уйти с наименьшими условиями», пишет Le Monde.
Другая ирония, о которой никто не упомянул, заключается в том, что «за 20 лет американского вмешательства маки, которые афганцам удалось запретить в начале войны, снова стали основным источником глобального героина».
После падения власти изгнанные «талибами» полевые командиры вернулись в свои вотчины, прежде всего, в провинциях Гильменд и Нангархар, и Афганистан, производя 3.400 тонн опиума, вернулся в прошлое. Начатая НАТО кампания по борьбе с наркотиками увенчалась лишь кратковременным успехом: еще в 2006 г. директор агентства ООН по наркотикам заявил, что «Афганистан перешел от экономики наркотиков к государству наркотиков».
Как отмечает издание, героин, продаваемый на рынке США, поступает в основном из Мексики, в то время как наркотики, производимые и очищенные в Афганистане, сеют хаос в Европе: только во Франции более 150.000 зависимых от героина. Поскольку США не сильно пострадали от афганского опиума, бывший президент Барак Обама отказался от риторики о «войне с наркотиками» в Афганистане, которая была популярна в течение двух периодов его предшественника Джорджа Буша, перейдя к риторике «война наркобанд».
Согласно Le Monde, в 2017 г. Афганистан побил новый печальный рекорд, произведя 9.000 тонн опиума, и нынешний афганский президент Ашраф Гани признал свою неспособность бороться с этим бедствием. В связи с этим Дональд Трамп даже начал операцию «Железный шторм», во время которой с помощью Б-53 и беспилотников были взорваны десятки мастерских по производству героина.
Издание приходит к выводу, что урок 20-летнего военного вмешательства США в эту страну, состоит в том, что «триллион долларов, которые Вашингтон потратил на Афганистан, не помешали “талибам” стать серьезным центром силы, а десятки миллиардов долларов, потраченные на борьбу с наркотиками, не замедлили укрепление наихудшего наркогосударства в мире».