Обзор Аравийского региона: США «признали» Бен Салмана; в Баб-эль-Мандебском проливе строят «таинственную» базу; Катар получил новые рычаги влияния; и мн. др. за апрель-май 2021

Опубликовано: 01.06.2021

Саудовская Аравия

Одной из главных новостей для КСА стало признание Вашингтоном необходимости «иметь дела с Бен Салманом, нравится это кому-то или нет», о чем прямо заявил госсекретарь Э. Блинкен. Именно об этом ранее говорили эксперты, предостерегавшие Белый дом от попыток изолировать кронпринца, что, по их мнению, «не ведет к его отстранению, а, скорее, разрушает способность обуздать его поведение за границей».

Другим важным внешнеполитическим событием стала новая попытка Эр-Рияда установить отношения с Тегераном. Сначала СМИ сообщили о прошедших в Багдаде прямых переговорах между КСА и ИРИ, а затем это подтвердили и представители самих государств.

Американские аналитики полагают, что наследный принц «извлек урок из своих ошибок и ищет более позитивную внешнюю политику» и призывают США поощрять это сближение. По их словам, «если Вашингтон поможет улучшить отношения между саудитами и иранцами, он будет играть соответствующую историческую роль в регионе».

В целом, за последнее время королевство явно активизировало свои действия на международной арене. Так, Эр-Рияд начал восстанавливать стратегический союз с Пакистаном, продолжил укреплять отношения с Ираком, попытался наладить контакты с Сирией и провел переговоры с представителями Турции.

Внутри же страны продолжаются революционные преобразования. Так, Бен Салман впервые официально заявил, что королевство «не привержено определенной богословской школе, и что дверь для иджтихада всегда открыта, и Ибн Абдальваххаб выступил бы против его возвеличивания, если бы он вышел из могилы». Здесь следует отметить, что саудовское государство основано как «союз семей ас-Саудов и аш-Шейх», и их первыми членами были Абдальазиз Аль Сауд и Ибн Абдальваххаб. Поэтому трактовка шариата со стороны последнего всегда была в стране доминирующей. Но теперь все изменилось, и, с одной стороны, это открывает возможности для внутриисламского диалога.

Однако, с другой стороны, вместо следования срединной позиции Эр-Рияд все больше скатывается к откровенному либерализму, о чем свидетельствуют самые разные либеральные законы, которые, по мнению саудовских властей, сделают страну привлекательной для туристов.

Тем временем, агентство Bloomberg пишет, что Эр-Рияду не удалось убедить глобальные инвестиционные компании заключать контракты, что препятствует достижению амбициозных целей по диверсификации экономики. Агентство объяснило неспособность привлечь инвестиции непоследовательностью правовой системы и экономическим спадом на фоне пандемии коронавируса и падением цен на нефть.

Чтобы справиться с кризисом Эр-Рияд продолжает политику «саудизации»: с 2017 г. рабочие места в частном секторе покинули уже 2,24 млн иностранных рабочих – более четверти от всех рабочих мигрантов в королевстве. Таким образом, число иностранных сотрудников снизилось до 6,25 млн по сравнению с 8,49 млн в кон. 2016 г. При этом министерство соцразвития объявило о повышении минимальной зарплаты.

Продолжает Эр-Рияд и продвижение «зеленой» темы: уже в этом году власти намерены провести саммит по, направленный на озеленение региона. Ранее Бин Салман объявил о двух крупных инициативах в рамках борьбы с глобальными климатическими изменениями – «Зеленая Саудовская Аравия» и «Зеленый Ближний Восток». При этом принц отметил, что ключевым партнером в проекте будет Китай, охарактеризованный как «надежная братская страна». Также Эр-Рияд объявил о том, что два крупных китайских инвестора ведут переговоры о покупке доли в Saudi Aramco.

Но, по всей видимости, ставка делается не только на КНР, но и на Индию. По крайней мере, саудовская школьная программа теперь будет включать в себя и аспекты индийской культуры. Изучая их, школьники смогут узнать о йоге и эпической поэзии в виде «Рамаяны» и «Махабхараты».

Йемен

Спецпосланники по Йемену Т. Лендеркинг и М. Гриффитс продолжают попытки сблизить позиции противоборствующих сторон. Последняя была предпринята в конце мая, однако на данный момент переговорный процесс вновь зашел в тупик.

На этом фоне Эр-Рияд и Абу-Даби усиливают контроль над стратегическими районами, и без международного давления они едва ли откажутся от своего продвижения. Так, саудовцы сосредоточили свое внимание на Эль-Махре, которую они постепенно (с 2017 г.) пытались взять под контроль, и в итоге заняли центр провинции и ее главный порт, попутно установив контроль и над пограничными постами с Оманом. Это дает КСА прямой выход к Индийскому океану, и, по некоторым данным, Эр-Рияд намеревается построить здесь нефтепровод, чтобы уменьшить зависимость от Ормузского пролива.

ОАЭ же сосредоточены на островах: у них уже есть военная база на Сокотре, а недавно спутниковые снимки показали, что некая «таинственная» авиабаза строится на о. Майун (Перим), который находится в Баб-эль-Мандебском проливе, соединяющем Красное море с Аденским заливом.

Тем временем продолжается противостояние между правительством А. Хади и «Южным переходным советом», ратующим за отделение юга. Дело дошло до того, что сторонники ЮПС атаковали штаб-квартиру лоялистов, после чего члены кабмина покинули Аден. Сепаратисты призвали своих министров выйти из правительства, которое было названо «оккупационным». При этом в ЮПС заявили о «скором восстановлении государства Южный Йемен».

Эр-Рияду такая постановка вопроса совсем не нравится, и он вновь призвал к преодолению противоречий и объединению усилий против «хуситов». Последние, кстати, продолжают вести наступление в Марибе и пытаются начать продвижение в районе Ходейды. Кроме того, в ответ на непрекращающиеся бомбардировки повстанцы атакуют различные саудовские цели, в частности: объекты компании Aramco, батареи ПВО «Patriot», авиабазу им. короля Халида и др. В конце мая было распространено видео с операцией против саудовских солдат в Джизане, т.е. на территории самого королевства.

Среди других проблем, с которыми сталкиваются лоялисты, особняком стоит экономика. Так, перестали получать зарплату отряды «Ислаха» (йеменского филиала «ихванов», считающихся временными союзниками лоялистов), и это может сыграть свою роль в балансе сил. Тем более, что прецедент уже есть – военные в Адене, Абьяне и Таизе заявили, что они «не получали зарплату в течение 5 месяцев», и это приводит к увеличению набора в отряды, подконтрольные Т. Салеху (племяннику экс-президента А. Салеха), за которыми стоят ОАЭ. А учитывая, что за ЮПС тоже стоит Абу-Даби, проект кронпринца Бен Заеда в Йемене вполне может разрушить проект Бен Салмана.

В целом, большинство экспертов уверены, что и КСА, и ОАЭ стремятся извлечь свою выгоду из йеменской войны, и потому стараются установить контроль над различными стратегическими районами. Однако отсутствие постоянных выплат может стимулировать небольшие локальные войны, которые могут продолжаться независимо от того, достигнуто перемирие или нет.

ОАЭ

В Вашингтоне растет беспокойство по поводу сближения Абу-Даби и Пекина в стратегических областях. К примеру, активно развивает отношения с Китаем Group 42 – компания, специализирующаяся в сфере IT-технологий и связанная с советником по нацбезопасности ОАЭ.

Данный факт может повлиять на соглашение о продаже Эмиратам 50-ти самолетов F-35 на сумму в $23 млрд. Ранее Белый дом проинформировал Конгресс о том, что он будет продвигать данный контракт. Но, как пишет Wall Street Journal, Вашингтон дал понять Абу-Даби, что возможное укрепление отношений с КНР может повлиять на эту сделку.

Тем временем, Defense One призвал к запрету продажи F-35 Эмиратам, т.к., по мнению авторов, это будет «способствовать углублению уже существующих конфликтов на Ближнем Востоке и сделает защиту Израиля очень дорогой». При этом издание сообщило, что Абу-Даби и Тель-Авив начали сотрудничество в области разработок систем защиты от БПЛА, что в последнее время стало решающим фактором в военных конфликтах.

Еще одной новостью стало выделение $3 млрд инвестиций Ираку с целью укрепления экономических и инвестиционных отношений и сотрудничества между двумя странами. Об этом стало известно в ходе визита в Абу-Даби иракского премьера.

Из внутренних событий следует выделить решение местных властей предоставить право получить свидетельство о рождении для внебрачных детей. The Time охарактеризовала этот шаг как «продолжение секуляризации законов страны». Ранее в ОАЭ разрешили совместное проживание не состоящих в браке партнеров в дополнение к декриминализации алкоголя.

Бахрейн

В одной из самых крупных тюрем Бахрейна «Джу» прошли крупные беспорядки: заключенные обвинили власти в нападении. В связи с этим движение «Аль-Вифак» (ранее распущенное властями и потому действующее нелегально) призвало «позволить независимой и беспристрастной комиссии ООН расследовать эти события».

Комментируя положение с политзаключенными в Бахрейне, правозащитные организации отмечают: «Надежды на то, что администрация Байдена сможет обуздать авторитарные методы бахрейнских властей, все больше тают, т.к. режим продолжает усиливать репрессии». Правда, после протестов родственников заключенных власти были вынуждены освободить несколько десятков человек, в т.ч. таких известных фигур как М. Джавад и К. Хашеми.

Тем временем, Манама предоставила возможность банкам и финансовым учреждениям отложить выплаты по кредиту всем физическим лицам и компаниям на 6 месяцев. В целом же, экономическая ситуация в королевстве изменилась со «стабильной» на «негативную». Такой прогноз дало агентство кредитных рейтингов Standard & Poor’s Globa из-за медленных темпов обслуживания финансовых обязательств и внешнего долга.

Катар

Доха продолжает укреплять связи с Анкарой, которая готова создать в Катаре свою свободную экономическую зону. Также отношения развиваются и с Тегераном, что не случайно – именно турки и иранцы поддержали катарцев, когда тем был устроен бойкот со стороны т.н. «четверки» (КСА, ОАЭ, Бахрейна и Египта).

На этом фоне экс-президент Ирана М. Ахмадинежад рассказал, что бывший эмир Катара Хамад Аль Сани заплатил $57 млн за освобождение 57 солдат КСИР, захваченных в Сирии в 2012 г. По его словам, боевики запросили $57 млн, и он попросил эмира о посредничестве, после чего катарский правитель решил вопрос, выплатив требуемую сумму. Иранцы отправили в Катар чек на всю сумму, но эмир отказался его принять, сказав, что он «сделал это для своих братьев, ради дружбы между двумя народами».

Наряду с этим, идет восстановление отношений и со странами «четверки», правда, не со всеми. Так, Доха обменялась официальными визитами с Эр-Риядом и Каиром, а президент Египта А. Сиси и вовсе был приглашен в Катар, ведь катарцы могут предложить посредничество в урегулировании конфликта в Ливии и спора с Эфиопией по вопросу плотины «Ан-Нахда», учитывая неплохие катарско-эфиопские отношения.

Кстати, в апреле в Катар совершил визит глава Суверенного совета Судана А. Бурхан, что в эфиопском вопросе тоже немаловажно. Также Доха сыграла важную роль в возобновлении дипотношений между Сомали и Кенией, и эти усилия были высоко оценены главой Совета стран Залива.

А вот с Бахрейном и ОАЭ напряженность пока сохраняется. Среди основных причин этого: поддержка катарцами «ихванов» конкуренция в ряде регионов – Африканском Роге (прежде всего, в Сомали) и Сев. Африке (Ливия, Тунис). И все же после заключения соглашения о примирении со странами «четверки» Катар получил новые рычаги влияния. В этой связи Доха, скорее всего, продолжит независимую политику, балансируя при этом между различными силами в целях обеспечения своих стратегических приоритетов, в то же время стремясь уменьшить трения с соседями.

Кувейт

Политическая ситуация в Кувейте остается напряженной из-за противостояния правительства и парламента. При этом внутри самого парламента бушуют страсти между различными депутатскими группами. Ситуация накалилась до такой степени, что во время одного из заседаний депутаты устроили потасовку.

После этого спикер М. Ганим заявил, что такой хаос неприемлем, и указал на «заинтересованных людей, оказывающих давление на парламентариев и формирующих общественное мнение». Самого Ганима тоже пытались сместить, но обе попытки оказались безрезультатными. Последнее заседание парламента, намеченное на конец мая, было отменено после того, как члены правительства отказались на нем присутствовать.

Между тем МВФ в очередной раз объявил, что Кувейт нуждается в строгом финансовом контроле и структурных реформах. В фонде отметили, что экономические проблемы по-прежнему значительны и указали, что кувейтская экономика сократилась на 8% под давлением последствий пандемии и падения цен на нефть в дополнение к обязательствам по сокращению поставок ОПЕК+.

На этом фоне СМИ сообщили, что, несмотря на напряженность в обществе из-за кризиса ликвидности, в Кувейте хотят ввести новые налоги. В то же время, эксперты исключили такую вероятность в краткосрочной перспективе из-за разногласий между исполнительной и законодательной властями. Согласно Al-Rai, советник кувейтского минфина заявил, что внедрение системы налогового управления займет от 3 до 4 лет.

Из других событий можно отметить запрет на выезд за рубеж невакцинированным жителям страны. Также следует выделить визит в Анкару главы кувейтского МИДа А. Сабаха, обсудившего со своим турецким коллегой М. Чавушоглу развитие двусторонних отношений. Эмир Кувейта же направил президенту Турции письменное послание относительно укрепления сотрудничества и отношений.

Оман

В Омане прошли акции протеста против ухудшающихся экономических условий. Протесты вспыхнули на фоне жесткой программы экономии, включившей в себя увольнения и введение налога на добавленную стоимость. Все это вызвало опасения у соседей, ведь протесты могут распространиться на всю страну и перекинуться дальше. Именно этим объясняется звонок саудовского монарха своему оманскому коллеге, сделанный вскоре после начала демонстраций.

Примечательно, что ранее экс-глава МИД Омана Юсеф бин Алави говорил о возможном начале второй волны «Арабской весны», отметив, что условия для протестов все еще сохраняются, и предупредив, что страны Залива могут не устоять перед лицом грядущих восстаний.

Для урегулирования ситуации султан Хайсам бин Тарек выступил с рядом инициатив, объявив о плане обеспечить до 32.000 рабочих мест. Кроме того, султан изменил систему пенсионного обеспечения, издав указ об учреждении «Фонда социальной защиты» и «Пенсионного фонда военнослужащих и работников служб безопасности». В свою очередь, правительство выступило с инициативой нанять безработных в армию и поддержать зарплату новых участников рынка труда.

Однако немецкий торговый и инвестиционный центр GTAI предупреждает, что расширение административного аппарата с целью создания рабочих мест для граждан поглотит более 3/4 нефтяных доходов, что дает почти 4/5 бюджета. А оманский Минфин сообщил, что общий объем финансирования, необходимый для покрытия дефицита бюджета в этом году, составляет почти $11 млрд.

Из других событий можно отметить поздравление султаном президента Сирии Б. Асада с победой на президентских выборах, что, как отмечают эксперты, говорит о продолжении Маскатом своей независимой от соседей политики в отношении ряда региональных конфликтов.

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.