Обзор Леванта (Шама): «предгрозовая» ситуация в Сирии; дипломатия «кнута» от Турции; «добивание» Ливана; и мн. др. за сентябрь-октябрь 2021

Опубликовано: 01.11.2021

Сирия

Сирийские курды обеспокоены возможным уходом США из САР на фоне «беспорядочного вывода войск из Афганистана». Как пишут арабские СМИ, на одной из встреч лидеры «Сирийских демократических сил» (SDF) были проинформированы о решении Белого дома покинуть страну.

Сами курды, правда, это опровергли, как и ряд изданий, согласно которым, госдепартамент «заверил курдов, что Сирия – это не Афганистан». И все же, по мнению аналитиков, общая тенденция по уходу американцев из Ближнего Востока видна «невооруженным взглядом». И если даже они не уйдут отсюда в этом или следующем году, вероятнее всего, они сделают это в ближайшем будущем.

К примеру, New York Times пишет, что администрация Дж. Байдена больше «не придает сирийскому вопросу прежнего внимания». В свою очередь, эксперт К. Филлипс прямо говорит, что вероятность вывода войск США весьма высока, ссылаясь на создание нового альянса AUKUS и уход американских сил из Афганистана.

При этом Вашингтон не планирует нормализации отношений с Дамаском, по крайней мере, в настоящее время вопрос об этом не стоит. Кроме того, Соединенные Штаты не призывают другие страны к налаживанию контактов с Б. Асадом, о чем в конце сентября заявили представители госдепартамента, где появились новые кураторы сирийского вопроса.

20 октября утром в Дамаске произошел крупный теракт: в результате подрыва автобуса погибли 14 солдат. Вслед за этим американская военная база в г. Эт-Танф подверглась атаке ракет и беспилотников. Стало ли это, своего рода, ответом, или речь идет о случайном совпадении?

Верховный комиссар ООН по правам человека М. Бачелет сообщила, что за 10 лет сирийского конфликта (с марта 2011 по март 2021) в стране погибли свыше 350.000 человек, среди них 26.727 женщин и 27.126 детей; 51.731 сирийцев погибли в провинции Алеппо, 47.483 – в Дамаске, 40.986 – в Хомсе, 33.271 – в Идлибе, 31.993 – в Хаме и 31.369 – в Тартусе.

Спецпосланник ООН провел в середине октября очередной раунд переговоров в рамках дискуссий Сирийского конституционного комитета. Раунд был назван «разочаровывающим, поскольку не удалось добиться каких-либо достижений и понимания о том, как продвигать процесс вперед».

Тем временем, 5 вооруженных оппозиционных групп объединились под командованием протурецкого «Фронта освобождения Сирии». В новом альянсе около 20 тыс. бойцов. Данное событие может предвещать начало новой военной операции на севере страны, тем более, что Анкара о ней уже, фактически, объявила и даже частично приступила. Впрочем, на конец октября особых территориальных изменений в регионе не наблюдалось.

Сирийская провинция Дераа полностью перешла под контроль центральных властей. Ранее здесь случилось серьезное обострение между федеральными силами и сложившими в свое время оружие оппозиционерами, которые установили контроль над частью населенных пунктов. Конфликт удалось разрешить, и в итоге кто-то вновь пошел по пути примирения, кто-то, по договоренности с властями, выехал в Идлиб.

В идлибском регионе тем временем разгорелись нешуточные бои между бывшими союзниками – группировкой «Хаят Тахрир аш-Шам»* (бывший филиал «Аль-Каиды»*) и т.н. «непримиримыми» из числа иностранных боевиков. Последние, кстати, обвиняют ХТШ* в «предательстве», намекая на будущую сдачу региона Дамаску вследствие «договоренности между Анкарой и Москвой». (Некоторые СМИ пишут о возможном «размене» – Идлиб взамен на часть северо-восточных территорий, которые контролируются курдами, постоянно получающие оружие от американцев).

На внешнеполитических фронтах продолжается восстановление контактов с другими странами. Так, в сентябре прошла первая за долгие годы встреча сирийских и ливанских официальных лиц. В том же месяце прошли переговоры с иорданцами. В октябре состоялся разговор между главами САР и ОАЭ, причем ранее было подписано соглашение о расширении экономического сотрудничества.

Турция

Главным событием для Турции стал дипломатический кризис, вызванный призывами послов 10 западных стран освободить О. Кавалу – основателя фонда Anadolu Kültür AŞ, занимающегося поддержкой религиозных и этнических меньшинств. Президент Р. Эрдоган хотел объявить дипломатов персонами нон грата, но после заявления дипмиссий о «невмешательстве в дела других стран» отменил свое решение.

Еще одной яркой новостью стало задержание спецслужбами 15 агентов «Моссада» арабского происхождения. Операцию по их задержанию провели на основе информации, полученной от палестинских групп Сопротивления. По мнению экспертов, у этого дела еще будет продолжение, хотя в последнее время между Анкарой и Тель-Авивом и наметились шаги к сближению.

Важной темой остается вопрос по истребителям F-35, в т.ч. возврат уже выплаченных за них $1,4 млрд. Американцы не хотят возвращать их даже поставками F-16. Эта проблема обсуждалась на состоявшихся в Глазго переговорах между Эрдоганом и Байденом. Кстати, после встречи с президентом РФ В. Путиным турецкий лидер заявил, что Анкара готова купить у России и самолеты, и корабли, и даже подлодки.

Правда, здесь преградой может стать сирийский вопрос, и пока стороны по нему не договорятся, едва ли можно ожидать каких-либо серьезных подвижек в «оружейном» направлении. В свою очередь, отсутствием внятной политики по Сирии крайне недовольны турецкие военные, которые в массовом порядке подают прошения об отставке. По их мнению, власти «не учитывают реалии сложившейся обстановки, что угрожает турецким солдатам».

На этом фоне Анкара продолжает сближение с региональными игроками. Так, с Багдадом было подписано соглашение о сотрудничестве в области военных технологий, а ОАЭ обещали «влить» в страну многомиллиардные инвестиции. При этом, согласно СМИ, за сближением с Абу-Даби стоят разведслужбы 3-х стран – Турции, Иордании и Египта.

Правда, в диалоге с самими египтянами особого продвижения пока нет: «камнями преткновения» здесь остаются «ихваны» и ливийский конфликт. Каир требует вывода турецких войск из Ливии, а также выдачи «ихвановских» лидеров. Анкара называет эти условия трудновыполнимыми. При этом Турция готова продать свои БПЛА Марокко и Эфиопии, что может стать еще одним ударом по отношениям с АРЕ.

Кстати, в Африке турецкое влияние начинает все больше возрастать – товарооборот с африканскими странами увеличился с 2003 г. в 5 раз. Западные эксперты отмечают, что Эрдоган усиливает влияние в районах Магриба, Вост. Африки и Индийского океана, где будет конкурировать с США, Китаем и Францией.

И все же любые внешнеполитические успехи не могут перекрыть проблемы в экономике: курс лиры продолжает бить антирекорды. В целом, эксперты выделяют три главные проблемы Турции: экономический кризис (безработица, падение уровня жизни, рост цен), проблему беженцев и пандемию коронавируса.

На этом фоне 6 оппозиционных партий объявили о готовности бороться за возврат парламентской системы правления. Сложно сказать, насколько велики шансы оппозиционеров на следующих выборах, как, впрочем, и партии власти.

Специалисты полагают, что для победы ПСР следует изменить избирательное законодательство и найти новых союзников, т.к. нынешние партнеры из ПНД («националисты») «будут только мешать». Не случайно Эрдоган не хочет досрочных выборов, о которых так мечтает оппозиция. К тому же, по словам президента, 10-процентный избирательный порог может снизиться до 7%, а некоторые аналитики полагают, что он и вовсе будет снижен до 5%.

Ирак

В Ираке прошли внеочередные парламентские выборы, и победу на них вновь одержало движение М. Садра «Саирун», получившее 72 мандата из 329. Следом расположился альянс «Такаддум» во главе с экс-главой парламента М. Халбуси (37 кресел). На третьем месте – независимые депутаты (35 мандатов), на четвертом – коалиция бывшего премьера Н. Малики «Государство закона» и «Демократическая партия Курдистана» М. Барзани (32 кресла у каждого). «Патриотический союз Курдистана» получил 16 мандатов, коалиция ФАТХ – 15.

Провал ФАТХа, связанного с ополчением «Аль-Хашд аш-Шааби», и успех независимых кандидатов стали главными неожиданностями выборов. Как отмечают эксперты, это говорит о разочаровании иракцев традиционными политическими силами.

В настоящее время «Саирун» ведет переговоры по вопросу создания парламентской коалиции с целью сформировать правительство, для чего необходимо 166 мандатов. И хотя шииты в целом получили более 170 мест, маловероятно, что они смогут объединиться в один альянс. Вероятнее всего, Садр пойдет на создание коалиции с курдами и суннитами, либо объединится с Малики и независимыми кандидатами.

Тем временем в стране вновь активизировались «игиловцы»*. В результате нападения боевиков в провинции Дияла погибли почти 30 мирных жителей. Но есть и успехи – иракские спецслужбы поймали заместителя бывшего главаря ИГИЛ С. Джасима.

Американцы продолжают постепенный вывод сил из Ирака: к концу года процесс может завершиться. Это сильно беспокоит «Моссад», бывший глава которого Й. Коэн заявил, что «поспешный и неконтролируемый вывод американских войск из Ирака приведет к краху этой страны и углублению там военного и политического присутствия Ирана».

По всей видимости, Тель-Авив серьезно готовится к уходу США: собравшиеся в Эрбиле более 300 суннитских, шиитских и курдских представителей из 6 провинций призвали «нормализовать отношения с Израилем». Проведение этой конференции вызвало в Ираке масштабные споры, а судебные власти выдали ордеры на арест участников мероприятия.

Из других событий можно отметить:

— подписание Багдадом соглашения с французской TotalEnergies на $27 млрд по инвестированию в добычу нефти и газа и развитие солнечной энергетики, причем Франция, по всей видимости, пытается занять в Ираке место США;

— активация соглашения между Ираком и Египтом в рамках программы «нефть в обмен на реконструкцию»;

— призыв иракского президента Б. Салеха вернуть вывезенные из страны деньги, ведь с момента американского вторжения из Ирака вывезли $200 млрд;

— возвращение иракцам уникальной исторической ценности – «Таблички Гильгамеша», возраст которой оценивается в 3.500 лет; она была похищена в августе 1990 г., а в 2007-ом ее выставили на продажу; в 2019-ом Минюст США конфисковал артефакт, и вот теперь он был возвращен обратно.

Ливан

В Ливане сформировали новое правительство во главе с крупным бизнесменом Н. Микати, который ранее уже возглавлял кабмин. В своем выступлении перед депутатами премьер пообещал «идти до конца» в расследовании взрыва в Бейруте в августе 2020 г. (Кстати, президент М. Аун попросил В. Путина предоставить спутниковые снимки, сделанные в день трагедии).

Новое правительство должно возобновить переговоры с МВФ о финансовой помощи и провести реформы в банковской, налоговой и судебной системах. И это не случайно, ведь в Ливане продолжает бушевать экономический кризис. В сентябре из-за остановки двух ТЭС страна осталась без электроснабжения. К тому же, в очередной раз поднялись цены на бензин и мазут. На этом фоне ливанцы массово покидают страну: только в течение 4 месяцев Ливан покинули почти 250.000 человек. Как отмечается, массовая эмиграция серьезно отразится на стране, которая таким образом «потеряет многих профессионалов».

Решить топливную проблему пытается «Хизбуллах», наладившая доставку танкеров с иранским дизельным топливом. За попытку спасти страну движение подверглось осуждению со стороны США, заявивших, что это «не является решением энергетического кризиса Ливана».

14 октября в Бейруте на митинге, организованном движениями «Хизбуллах» и «Амаль» против судьи, проводящего расследование взрыва в порту, произошла перестрелка. 7 человек были убиты, около 60 пострадали. Стрельбу вели засевшие на крышах снайперы, личность которых пока так и не озвучили. Вероятнее всего, за произошедшим стояли силы, желавшие раскрутить маховик новой гражданской войны, но власти сумели погасить этот готовый вспыхнуть пожар. Вопрос, надолго ли?

Видимо, чтобы уже окончательно «добить» Ливан аравийские монархии устроили новый дипломатический кризис. Использовав в качестве повода заявление министра информации Г. Кордахи о войне в Йемене, страны Залива отозвали своих послов из Бейрута и выслали ливанских дипломатов. Саудовцы же пошли еще дальше, запретив импорт из Ливана, являющийся одной из составляющих и так бедного бюджета. Примечательно, что заявление было сделано еще в августе, и вот сейчас о нем вдруг решили вспомнить!

Иордания

Амман продолжает налаживать контакты с Дамаском: стороны провели ряд встреч, кульминацией которых стали первые за 10 лет переговоры Абдаллы II и Б. Асада. Король объявил, что Иордания «поддерживает суверенитет и территориальное единство Сирии». 29 сентября возобновил работу КПП «Насиб – Джабер», расположенный на шоссе Дамаск – Амман; также возобновилось авиасообщение. Эксперты назвали эти шаги восстановлением «ограниченного доверия».

26 октября иорданский лидер прибыл в Польшу и провел переговоры с президентом А. Дудой. Ранее был совершен визит в Катар, где стороны подписали соглашение между инвестиционными ведомствами для «построения стратегического партнерства».

В правительстве страны прошли четвертые с октября 2020 г. перестановки. В кабмин вошли 8 новых министров, в т.ч. 2 женщины, при этом ключевые министерства – МВД и МИД остались за прежними главами, а Минобороны управляется премьером. В октябре Абдалла II получил отчет Комитета по политической реформе. После долгих обсуждений и жарких дебатов комитет представил несколько предложений, которые были названы «крайне ограниченными».

Среди предложений: запрет членам Палаты представителей или Сената входить в кабмин; сокращение избирательных округов с 25 до 18; выделение 18-ти квот женщинам. Самой важной поправкой считается снижение возраста кандидатов на выборы до 25 лет, в то время как возраст избирателя остался на уровне 18 лет. Цель этого шага – стимулировать участие молодежи в общественной и политической жизни и активизировать их роль.

Все эти реформы направлены на стимулирование конкуренции и избавление от клановости. Впрочем, предложения еще не окончательные и должны получить одобрение короля, правительства и парламента. К тому же, ряд иорданских племен выступили против поправок, считая их «ущемлением своих прав». Особый гнев бедуинских кланов, являющихся «краеугольным камнем режима», вызвали идеи сокращения числа избирательных округов и повышения роли женщин и молодежи.

В октябре был опубликован отчет Всемирного банка, в котором говорится об ухудшении экономической ситуации в королевстве: в конце 2021 г. соотношение госдолга к ВВП может достигнуть 109%, а безработица в стране уже достигла 25%. В то же время, в этом году ВБ ожидает роста иорданской экономики на уровне 1,9%, а ежегодные темпы экономического роста могут достичь 2,3%.

Палестина

На 76-й сессии Генассамблеи ООН президент М. Аббас предупредил Израиль: «Прекратите угнетать палестинцев и загонять их в угол, т.к. терпение имеет предел. Жители Палестины не встанут на колени, не капитулируют и не покинут своей земли, они будут добиваться своего законного права на достойную жизнь в собственном государстве со столицей в Восточном Иерусалиме».

Также он объявил о намерении обратиться в Международный суд в Гааге для решения вопроса о незаконной оккупации. Позже Аббас сообщил, что они могут пойти на альтернативные варианты решения палестинской проблемы, например, на создание на территории исторической Палестины единого демократического государства.

В свою очередь, глава МИД Израиля Я. Лапид заявил, что они не будут «вечно игнорировать палестинский вопрос», и, рано или поздно, предпримут шаги для урегулирования конфликта. Непонятно только о каком урегулировании идет речь, если практически сразу после этого Тель-Авив объявил о намерении построить на оккупированном Западном берегу более 3.000 единиц жилья.

Такие планы вызвали недовольство даже у самого стойкого союзника Израиля – США, выразивших свой решительный протест. МИД России при этом подчеркнул, что продолжение строительства поселений может рассматриваться как аннексия оккупированных территорий. К критике Израиля присоединилась и Саудовская Аравия, выступившая с призывом заставить Тель-Авив уйти с оккупированных земель.

* — организации, запрещенные на территории РФ

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: , , ,

Comments are closed.