Наследный принц Абу-Даби и фактический правитель ОАЭ Бен Заид 24 ноября совершил визит в Турцию, где встретился с президентом Реджепом Эрдоганом. Впервые за последние 10 лет…
Лидеры двух стран приняли участие в церемонии подписания 9-ти инвестиционных договоров в нескольких сферах. Среди них – меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Центральным банком Турции и его партнером из Объединенных Арабских Эмиратов.
Суверенный фонд Абу-Даби ADQ подписал соглашение с Turkey Wealth Fund. Кроме того, фонды намерены создать венчурный фонд для инвестирования в технологические компании. Биржа ценных бумаг Абу-Даби и биржа Стамбула также подписали соглашение о сотрудничестве.
Важным для Эмиратов является договор, заключённый Abu Dhabi Ports в области инвестиций в порты и логистику. Дело в том, что одним из ключевых направлений развития новой экономической стратегии ОАЭ является морская торговля и портовая экспансия. Инвестиции в инфраструктуру и контроль морских маршрутов, как и доступ к турецким портам должны помочь Эмиратам в реализации своей стратегии.
Как отмечают эксперты, во внешней политике нет места эмоциям, все понимают, что внешняя политика, основанная на конфликтах, никому не приносит пользы. При этом турецкие официальные лица подчеркивают, что в рамках улучшения отношений с ОАЭ Турция не отступила ни от одной из своих позиций: «Турецкие силы все еще находятся в Ливии, на Африканском Роге, продолжая делать то, что делали раньше».
***
Как полагают аналитики, некоторые действия Эмиратов, приведшие к конфликту между Абу-Даби и Анкарой, такие как поддержка российских ЧВК в Ливии, вызвали неприятные последствия и разозлили США: «Предыдущая стратегия дорога им обходилась, но теперь, с администрацией Джозефа Байдена, эмиратцы чувствуют потребность в союзниках, чтобы уравновесить Иран».
В свою очередь, эксперты Европейского совета по международным отношениям считают, что ОАЭ осознали необходимость внесения изменений в свою политику, чтобы адаптироваться к администрации Байдена, включая сокращение агрессивных, дорогостоящих и неэффективных действий, чтобы сосредоточить внимание на восстановлении после пандемии, усугубившей внутренние проблемы.
Как отмечают представители экспертного сообщества: «Турки также считают, что есть возможность для улучшения отношений. Хотя Анкара не изменила своей региональной политики, турецкое правительство теперь проявляет большую готовность идти на уступки. Экономические и финансовые трудности и неутешительные результаты опросов общественного мнения сделали Турцию более открытой для инвестиций. И Абу-Даби пользуется крахом турецкой валюты для заключения сделок с Анкарой».
В настоящее время стороны обмениваются мнениями по региональным вопросам. Так, Турция выразила свое несогласие с действиями ОАЭ по нормализации отношений с Дамаском. Однако, едва ли можно ожидать, что эмиратские власти откажутся от восстановления контактов с Сирией, ведь их не остановило даже давление со стороны Вашингтона. В данном вопросе Эмираты, вероятнее всего, будут руководствоваться своими собственными интересами, которые включают нормализацию отношений не только с Анкарой, но и с Тегераном и с Дамаском.
***
Одним из стимулов, которые Бен Заид использовал для смягчения позиции Эрдогана, было обещание крупных инвестиций. И ОАЭ уже объявили о создании фонда в размере 10 млрд долларов для поддержки такого рода инвестиционного курса. Фонд будет сосредоточен на стратегических инвестициях, особенно в логистические секторы, включая энергетику, здравоохранение и продукты питания.
Как пишет Middle East Eye, во время телефонного разговора, состоявшегося в начале 2021 года, Бен Заид сказал Эрдогану, что он готов инвестировать в турецкую экономику до 100 млрд долларов. На фоне тех экономических проблем, которые обрушились на Анкару в последнее время – прежде всего, связанных с обрушением турецкой лиры – такие финансовые вливания могут оказаться для Турции крайне важными и возможно даже спасительными…
Muslim Politic по материалам Middle East Eye