Обзор Шама-Леванта: новый экономический план Эрдогана; обустройство «суннитского дома» в Ираке; изменение статус-кво в Иерусалиме; и мн. др. за ноябрь-декабрь 2021

Опубликовано: 31.12.2021

Турция

В Турции продолжается борьба с экономическим кризисом. Новый план Р. Эрдогана включает меры по защите сбережений от колебаний курса лиры. Турецкий президент призвал граждан не переводить свои депозиты в иностранную валюту, заявив, что если доход по депозиту в лирах будет ниже, чем по текущему курсу доллара, то будет выплачиваться компенсация.

При этом он подчеркнул, что Турция «больше не будет страной, которая отдает свою экономику и политику в заложники внешним силам посредством программ МВФ». Согласно Эрдогану, по итогам 2021 г. страна, которую он назвал «восходящей звездой XXI века», достигнет двухзначного показателя роста ВВП. После объявления о новых мерах, курс лиры резко укрепился, но затем вновь начал падать: на конец декабря 2021 г. он составил более 12 лир за доллар.

Экономисты отмечают, что в рамках сдерживания падения нацвалюты Анкара потратила уйму золотовалютных резервов. И, вероятнее всего, Эрдоган не пошел бы на столь резкие шаги, если бы не имел страховку – соглашение с ОАЭ. Эмираты уже выделили Турции $10 млрд, и именно торгово-экономические мотивы стали основной причиной сближения Анкары и Абу-Даби. Темп сближения стал таким быстрым, что турецкая оппозиция обвинила власти в «попытке продажи ОАЭ» одной их крупнейших компаний оборонной промышленности Aselsan.

В феврале 2022-го Эрдоган планирует совершить визит в Эмираты, что станет ответным визитом – в ноябре Турцию впервые посетил наследный принц ОАЭ Бен Заед. При этом турецкий президент объявил о планах начать реальное сближение с Египтом и Израилем.

На этом фоне не кажется неожиданной новая попытка сближения с Арменией: Анкара и Ереван объявили о назначении представителей для урегулирования отношений. Первая армяно-турецкая встреча может пройти в Москве. В то же время, агентство Bloomberg считает, что Турция идет на этот шаг, чтобы «угодить президенту США Дж. Байдену».

Продолжается укрепление отношений и с Катаром: Анкара намерена помочь Дохе обеспечить безопасность во время проведения ЧМ по футболу в 2022 г. Помимо этого, страны работают над заключением договора с Кабулом о контроле сразу 5 аэропортами в Афганистане, чему пытается помешать Абу-Даби.

Также намечается сотрудничество в реализации проектов в Африке, которая крайне интересует турецкие власти. Согласно озвученным данным, Турция реализует на Африканском континенте более 1.150 проектов на сумму почти в $70 млрд, экспорт в страны Африки увеличился – с $2,1 млрд в 2003 г. до $15,2 млрд в 2020 г., и уже объявлены планы увеличить его до $50 млрд в год.

И это не только и не столько Ливия, хотя последняя с точки зрения военно-политической стратегии Анкары явно находится в приоритете. В связи с этим нельзя не упомянуть важную и достаточно неожиданную новость – приезд в Турцию ливийской парламентской делегации, куда вошел Саддам Хафтар (сын того самого генерала), причем делегаты провели встречу с Эрдоганом.

Неожиданным стало и сообщение о желании Франции сотрудничать с турецкими компаниями в производстве БПЛА. Понятно, что Турция – один из лидеров в области военных беспилотников, но взаимодействие с Парижем, учитывая все последние скандалы, выглядит немного удивительным.

Еще одним внешнеполитическим направлением для Анкары продолжает оставаться Сирия. Турецкие СМИ сообщили об условиях, выдвигаемых властями для вывода войск из САР. Прежде всего, это: принятие новой конституции; реализация выборной системы, позволяющая участвовать в процессе всем сирийцам; проведение выборов и формирование легитимного правительства; ликвидация Дамаском террористических группировок, несущих угрозу территориальной целостности Турции.

По всей видимости, западным державам большая часть этих условий вполне подходит. По крайней мере, бывший спецпредставитель США по Сирии Дж. Джеффри заявил, что «без Анкары в сирийском вопросе решения быть не может». А вот по поводу возможности развития Турцией собственной ядерной программы Белый дом пока ничего не говорит, хотя израильскую прессу это явно беспокоит.

Возможно, Тель-Авив рассчитывает на улучшение отношений, предпосылки к чему действительно имеются: когда израильские власти попросили отпустить своих граждан, задержанных за шпионаж, Эрдоган решил пойти им на встречу, за что Н. Беннет поблагодарил турецкого президента.

Сирия

Дамаск постепенно восстанавливает отношения с арабским миром. В начале ноября страну посетил глава МИД ОАЭ, что было названо «прорывом 10-летней блокады». Еще одним заметным шагом в этом направлении стало единогласное решение о проведении в 2024 г. в Сирии Арабской энергетической конференции.

Продолжаются попытки и возвращения САР в Лигу арабских государств. Так, Алжир, где пройдет очередная сессия ЛАГ, пытается вернуть Дамаску место в организации. Также этот шаг поддерживают Ливан и Ирак. ОАЭ, Египет и ряд стран Залива тоже «за», но их поддержка не такая явная. А вот Катар, Марокко и, как оказалась, КСА выступают против.

В этом их поддерживает Вашингтон: официальный представитель госдепартамента Н. Прайс заявил, что Белый дом не будет оказывать никакой поддержки усилиям, предпринимаемым для нормализации отношений с Б. Асадом, позиция по которому «не изменилась»

21-22 декабря в Нур-Султане прошла 17-й международная встреча по Сирии в Астанинском формате. По ее итогам представители Ирана, России и Турции приняли совместное заявление, в котором подтвердили свою приверженность суверенитету и территориальной целостности САР. (Интересно, что в ноябре сирийская делегация впервые за 10 лет посетила Турцию). При этом спецпредставитель президента РФ А. Лаврентьев рассказал, что для восстановления Сирии необходимо от $600 до $800 млрд. Также он отметил, что в стране увеличилась террористическая активность, особенно в провинции Идлиб.

В свою очередь, координатор чрезвычайной помощи при ООН М. Гриффитс и спецпосланник ООН Г. Педерсен заявили, что к началу 2022 г. Сирия остается раздробленной на несколько частей, и ситуация в ней крайне тяжелая из-за возросших гуманитарных потребностей населения. По словам последнего, в стране «по-прежнему нет стабильности, и там процветают терроризм и незаконный оборот наркотиков и, фактически, создан “рай для наемников”. Стороны конфликта оказались в стратегическом тупике, а военное решение остается иллюзией».

На этом фоне Израиль продолжает свои атаки на сирийские объекты. И если 16 декабря налет израильских ВВС был практически сорван силами российских «Панцирей», то следующее нападение отразить не удалось. Военные объяснили это тем, что истребители прикрывались транспортным бортом, что уже привело однажды к потере самолета и жертвам среди россиян.

Ирак

Федеральный суд Ирака утвердил результаты выборов, после того, как отклонил апелляции, поданные проигравшими партиями. После нескольких акций протеста лидеры оппозиции в итоге согласились с этим решением и призвали своих сторонников прекратить митинги.

Однако решение суда едва ли облегчит процесс формирования правительства: политический ландшафт страны раздроблен, и создание правящей коалиции является крайне сложным вопросом, поскольку никто не хочет ни в чем уступать. В связи с этим перспективы победившего блока «Ас-Саирун» во главе с М. Садром выглядят туманными.

На этом фоне началась реанимация «суннитского проекта»: коалиции «Аль-Азм» и «Такаддум» заключили соглашение. Однако сделано это было в ОАЭ, что однозначно свидетельствует о внешней заинтересованности. Арабская пресса пишет, что, помимо Абу-Даби, за проектом стоят Турция, Иордания, страны Залива, а также США и другие западные державы.

Цель проекта, на первый взгляд, благая – «обустройство суннитского дома в Ираке в целях предотвращения радикализации». И, как показали предыдущие годы, такая опасность действительно существует. В то же время, эксперты отмечают, что имеется и другая цель – выведение страны из орбиты влияния Ирана, что устраивает практически всех участников проекта. А вот что получит от этого арабо-мусульманский мир в целом, учитывая, что свою выгоду от проекта получит и Израиль? Ведь одной из основных задач израильтян является разрыв Оси сопротивления, включающей в себя ИРИ, Ирак, Сирию, Ливан и часть палестинских групп.

Тель-Авив, вообще, сильно обеспокоен происходящими в регионе процессами, прежде всего, уходом США. И если раньше считалось, что американцы лишь тянут время и на самом деле никуда не уйдут, время показало, что это не совсем так, а, вернее, совсем не так, что продемонстрировал Афганистан.

В случае с Ираком ситуация немного другая, но в целом тенденция сохранилась: несмотря на недовольство Пентагона, Белый дом продавил свое решение. В итоге, в конце декабря Багдад объявил, что военная операция международной коалиции во главе с США завершена, и из страны выведены все иностранные войска, остаются лишь военные советники. Правда, их число довольно большое – 2,5 тыс., но напрямую они в боях участвовать не должны. По всей видимости, это небольшая уступка военным, и, скорее всего, временная.

Иракские курды тоже обеспокоены уходом американцев, и дело не только в поднимающих голову экстремистах. Клан Барзани долгое время находился «под зонтиком» США, и сейчас у них возникает вопрос, что делать дальше. Правда, эта семья находится в хороших отношениях с турецкими властями, но все-таки Турция – это другая страна. Видимо, по этой причине Эрбиль начал выстраивать отношения с Багдадом, и добился неплохих результатов: когда РПК приостановила работу госучреждений в Синджаре, ситуацию урегулировали армейские части.

Помимо проблемы РПК, есть еще и разногласия между «Демократической партией Курдистана» (клан Барзани) и «Патриотическим союзом Курдистана» (семья Талабани). Сейчас стороны пытаются определиться с тем, чья кандидатура станет президентом Ирака.

Тем временем, Комиссия по правам человека привела шокирующие данные о числе сирот в стране – 5 миллионов детей, что составляет около 5% от общего числа сирот в мире. Также в Ираке без вести пропало 8 тысяч детей, а более миллиона детей используются в качестве рабочей силы.

Поможет ли в решении этого трагического положения программа строительства школ, неясно, но с чего-то нужно начинать. В этом Багдаду поможет Пекин, с которым подписано соглашение о строительстве 1.000 школ в разных иракских провинциях.

Из других новостей нельзя не отметить последнюю компенсационную выплату Кувейту за вторжение в 1991 г. Всего Багдад заплатил $52 млрд компенсаций…

Ливан

В Ливане ситуация остается крайне тяжелой: экономика страны оказалась на грани пропасти. Более 80% населения живет за чертой бедности, уровень безработицы составляет 40%, наблюдается катастрофическая нехватка медикаментов и горючего после отмены субсидий на них.

Саудовская Аравия и Франция договорились о создании совместного механизма для оказания гуманитарной помощи ливанцам. При этом изначально Эр-Рияд был против любой поддержки Бейрута, но был вынужден уступить давлению Парижа, интересы которого в Ливане общеизвестны.

Саудовцы, по всей видимости, вообще хотели «добить» ливанцев, использовав в качестве повода выступление министра информации полугодовой давности. Истинной подоплекой же действий Эр-Рияда стало, как полагает Фонд Карнеги, изменение военной ситуации в Йемене. То есть, давя на Ливан, КСА, по сути, давило на Иран и его йеменских союзников. На этом фоне спикер ливанского парламента Н. Берри заявил, что арабские страны закрыли свои двери перед Ливаном, открыв их при этом перед Израилем…

На январь запланированы переговоры с Всемирным банком. Как считает глава ливанского ЦБ для толчка к восстановлению экономики необходимо от $12 до $15 млрд. Ранее МВФ и ВБ прекратили поддержку страны из-за «крайне высокого уровня коррупции» и призвали местные власти провести реформы банковского сектора и налоговой системы. Также они настаивают на реструктуризации госдолга, отмене субсидий, введении единого обменного курса нацвалюты, аудиторской проверке ЦБ и сокращении госаппарата.

Тем временем президент Ливана М. Аун призвал жителей набраться терпения и заявил, что для выхода из кризиса потребуется 6-7 лет. По его словам, Ливану «необходим диалог для прихода к национальному согласию по трем актуальным темам: широкой административной децентрализации, оборонительной стратегии и плану реформ по оздоровлению экономики».

Как считает президент: «Спасением для Ливана станет переход от конфессионального устройства к гражданскому обществу». Таким образом, вектор по изменению конфессиональной системы правления в стране задан: СМИ уже сообщают о существующих договоренностях с целью внесения в закон соответствующих поправок.

Иордания

В Иордании началось обсуждение конституционных реформ, предложенных Королевским комитетом с целью модернизации политической системы. В частности, предполагается изменение порядка избрания премьера – решением парламентского большинства вместо назначения королем. Также предлагается: создание Совета национальной безопасности, увеличение парламентских мандатов, расширение представительства женщин и политических партий.

На март назначены новые муниципальные выборы. Ранее, на период подготовки к выборам, все муниципальные органы были распущены, а их функции передали временным комитетам. Кроме того, разрабатывается новый закон, направленный на повышение активности населения и усиления контроля общественности над процессом принятия решений.

Иорданская компания Aqaba Development и Abu Dhabi Ports Group подписали 5 соглашений и меморандумов о взаимопонимании. Компания из ОАЭ должна помочь в развитии секторов туризма, транспорта, логистики и цифровой инфраструктуры в г. Акаба, включая развитие и модернизацию многоцелевого порта. Компании готовы сотрудничать и в развитии международного аэропорта в Акабе с целью увеличения пропускной способности и международных и внутренних туристических рейсов.

Посол США в Иордании озвучил планы Вашингтона в регионе на ближайшие 100 лет. Видимо, такие же планы есть и у Тель-Авива, с которым Амман заключил еще одно соглашение, именуемое «электроэнергия в обмен на воду». В соответствии с ним эмиратская компания планирует построить солнечную электростанцию мощностью 600 МВт, энергию от которой будут продавать Израилю в обмен на воду. Для этого последний построит завод по опреснению воды. Жители страны восприняли данное соглашение неоднозначно, выйдя на акции протеста, поскольку считают, что такой шаг сделает Иорданию зависимой от своего соседа.

Палестина

Президент Палестины М. Аббас впервые за 11 лет совершил визит в Израиль, где встретился с главой военного ведомства Б. Ганцем. На встрече он потребовал приложить усилия для предотвращения конфликтов между поселенцами и палестинцами на Западном берегу. Ганц же отметил, что палестинские спецслужбы должны активнее работать против антиизраильских сил.

Ранее Аббас заявил о стремлении Палестины сохранить стабильность в регионе, «несмотря на агрессивную израильскую политику и нападения на палестинцев». В свою очередь, посол Палестины в России А. Нофаль рассказал о готовности к диалогу с Израилем, но на новых принципах и с международными гарантиями. При этом он отметил, что палестинцы делают «очень большие ставки на участие России» в урегулировании конфликта. По его словам, они не хотят, «чтобы американцы остались единственными, кто решает этот вопрос».

В то же время, на встрече Аббаса с советником по нацбезопасности Дж. Салливаном было выражено желание развивать отношения с Вашингтоном. Накануне встречи палестинские и американские представители впервые за 5 лет провели переговоры с целью возобновления экономического диалога. Ранее США оказали первую за последние 4 года финансовую поддержку.

На этом фоне Израиль осудил планы Вашингтона открыть консульство для палестинцев в Иерусалиме. Премьер-министр Н. Беннет заявил, что «это не столица другой страны, и поэтому в Иерусалиме нет места для палестинского консульства». Данное заявление отражает то постепенное изменение статус-кво, о котором в последнее время говорят и наблюдатели, и местные жители.

Речь идет о все более невыносимых условиях жизни для мусульман и, что примечательно, христиан Иерусалима. Патриарх Феофил прямо говорит о «систематических попытках ограничить возможность христиан оставаться в своих исторических районах».

Тем временем, более 100 голливудских знаменитостей осудили Тель-Авив за атаки на палестинцев. А генсек ООН А. Гутерреш считает, что урегулирование палестинской проблемы «идет плохо и перспективы жизнеспособного решения с созданием двух государств становятся все более отдалёнными». Среди основных проблем, мешающих созданию Палестинского государства, были названы: расширение незаконных поселений, рост масштабов разрушения палестинских домов и зданий, насилие и продолжающиеся боевые действия.

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

P.S. Левант и Шам – принятые в англо- и арабоязычной традиции исторические наименования региона, включающего в себя земли современных Сирии, Ливана, Палестины, Израиля; в более широком смысле в него включают еще и Иорданию, а также Ирак, Турцию и некоторые другие страны.

Использование в названии обзора термина Ближний Восток в данном случае невозможно, поскольку БВ включает в себя не только Левант, но и страны Аравийского п-ва, по которым составляется отдельный обзор.

Tags: , , ,

Comments are closed.