Украинский кризис в геополитическом измерении (часть I)

Опубликовано: 25.04.2022

Украинский кризис, безусловно, стал самым масштабным после пандемии мировым геополитическим событием. И если попытаться найти его подлинные причины, то необходимо взглянуть на него с двух ракурсов – локального и глобального.

Локальный уровень, очевидно, связан с 2014 г., когда в Киеве случились известные события на Майдане, в результате чего к власти пришли силы, полностью ориентированные на Запад. Вслед за этим произошло присоединение Крыма к России, война на Донбассе и Минские соглашения, которые временно «заморозили» конфликт.

Это было связано с тем, что одна сторона (Киев) потерпела несколько существенных поражений и была не готова к продолжению боевых действий; другая сторона (ЛДНР) – также потерпела ряд поражений, потеряла часть территорий и тоже была не готова к продолжению крупномасштабных боев. Таким образом, «заморозка» конфликта была выгодна обеим сторонам, и ситуация оставалась в этом состоянии до февраля 2022-го.

Что же изменилось в 2022 году? Чтобы ответить на этот вопрос, следует перейти уже к геополитическому измерению конфликта, и для этого необходимо оценивать мир не локально, а глобально…

***

С глобальной точки зрения, как минимум, с XX в. (а скорее даже и раньше) борьбу за влияние в мире ведут несколько наднациональных проектов. Так, к началу XX в. главной доминирующей силой в мире была Британская империя (Pax Britannica). Конкуренцию ей пытались составить несколько проектов: германский (Pax Germanica), американский (Pax Americana), в меньшей степени – французский и российский, на смену которому после 1917 г. пришел «красный» (коммунистический) проект[1].

Pax Germanica, как известно, потерпела 2 крупных поражения – в Первой и Второй мировых войнах – и, по сути, выбыла из геополитической борьбы (утащив при этом за собой и Японию). Данный проект, называемый, порой, германо-романским, не исчез полностью, однако после своего военного поражения оказался в глубокой стагнации[2]. В то же время, некоторые эксперты полагают, что ряд старинных европейских родов (т.н. черная аристократия) до сих пор обладают значительным влиянием в Европе, в т.ч. и в Ватикане. В связи с этим эту силу часто именуют «Старой Европой», «крестоносцами» или просто «европейцами», отделяя их при этом от такой проатлантической структуры как Евросоюз.

Что касается Франции, то даже после разгромов Наполеона I и его племянника Наполеона III эта страна пыталась конкурировать с Pax Britannica и еще долгое время сохраняла статус колониальной державы. Вторая мировая война практически добила французский проект, который сузился до национально-государственных рамок с некоторыми колониальными вкраплениями. И хотя генерал Шарль де Голль попытался восстановить реноме своей страны, на большее у Парижа сил уже не хватило. В современную эпоху Франция начала постепенно возвращаться на геополитическую карту мира (прежде всего, в свои бывшие африканские колонии), однако последние события сводят ее усилия на нет.

Российский, а затем и «красный» проекты оказывали Великобритании определенную конкуренцию, но: во-первых, лишь в пределах евразийского региона («Большая игра» в Центр. и Юж. Азии); во-вторых, страна была вынуждена вступать в союзы с британцами против Pax Germanica; наконец, в третьих, период между крушением Российской империи и образованием СССР сильно ослабили «красный» проект. Лишь после окончания Гражданской войны советская экономика начала вставать на ноги, в результате чего к началу Второй мировой Советский Союз стал представлять для Великобритании серьезную конкурентоспособную силу.

***

Таким образом, до сер. XX в. Great Britain еще оставалась если не крупнейшей, то одной из крупнейших держав в мире. Однако ее силы уже были изрядно подточены. Один из первых крупных ударов империя получила во время Первой мировой войны (1914-1918): внутренний государственный долг страны вырос до £7,8 млрд (рост более чем в 12 раз), внешний долг составил £1,15 млрд, большая часть которых – в пользу США. Ежегодные выплаты по этому долгу привели к тому, что на них приходилось до 40% всех госрасходов. И это стало одной из важнейших причин постепенной утраты Лондоном своих ведущих позиций.

Следующим ударом стала т.н. Великая депрессия (1929-1939). Ее последствиями стали: спад угольной, судостроительной и тяжелой промышленности; падение мировой торговли; безработица, приводившая к «голодным маршам»; и др. последствия. В то же время «Великая депрессия» сильно ударила по США, несколько затормозив их развитие.

Возможно, британцы и смогли бы сохранить свою ведущую роль в мире, но грянула Вторая мировая война (1939-1945). Именно этот крупнейший за всю мировую историю военный конфликт привел к полной утрате Лондоном статуса финансового центра мира. Однако произошло это не столько на фоне ослабления Великобритании, которая, к слову сказать, была одной из стран-победительниц, сколько на фоне возвышения другой силы, которая и стала одной из двух доминирующих в мире.

И речь идет не о Советском Союзе, который, несмотря на существенные военные и экономические потери, смог заметно усилить свое влияние («Организация Варшавского договора» и «Восточный блок» в целом). СССР стал одной из двух сверхдержав в зародившемся после Второй мировой войны биполярном мире…

***

Силой, сумевшей вытеснить Great Britain с ведущих геоэкономических и геополитических позиций, стали США. Американцы, бюджет которых до нач. XX в. был весьма скромным, а госдолг немалым, начали свое восхождение не только и не столько с поднятия своей экономики. Во время Первой мировой Вашингтон сумел использовать ситуацию в свою пользу, раздав кредиты многим государствам, причем немалая их часть шла на закупку оружия у самих же Соединенных Штатов.

Примечательно, что, согласно исследованиям, одной из главных причин начала Первой мировой войны была «торговая борьба» между Берлином и Лондоном при участии …американо-германского клана Рокфеллеров (компания “Standard Oil”). Интересно, что после победы в войне президент США В. Вильсон заявил британцам в Лондоне: «Вы не должны говорить о нас, приехавших сюда, как о кузенах, а тем более как о братьях. Мы не являемся ни теми, ни другими. Вы также не должны думать о нас как об англосаксах, поскольку этот термин больше не может быть применен к народу Соединенных Штатов…» (А. Линк, The Papers of Woodrow Wilson”).

Начавшаяся в 1929 г. «Великая депрессия» сильно потрепала США, но к полному краху не привела. Кстати, существует версия, что этот глобальный экономический кризис устроило пробританское руководство Федеральной резервной системы (ФРС). Не случайно именно в эти годы Лондон сумел экономически потеснить Вашингтон в таких регионах как, например, Канада.

Перед Второй мировой Вашингтон и Лондон находились в более-менее равных позициях, хотя последний уже был должником первого. Во время же и тем более после войны ситуация коренным образом изменилась. Как отмечал известный американский политик З. Бжезинский: «Парадоксально, но разгром нацистской Германии повысил международный статус Америки, хотя она и не сыграла решающей роли в победе» (Second Chance: Three Presidents and the Crisis of American Superpower”).

***

Каким же образом американцы сумели так подняться? Во-первых, они, как и ранее, надавали множество кредитов, в т.ч. и Великобритании, причем на определенных условиях. Во-вторых, США сумели направить поток золотых запасов ряда государств в знаменитый Форт-Нокс. В-третьих, в 1944 г. была сформирована Бреттон-Вудская валютная система, приведшая не просто к возвышению роли доллара, а, фактически, к его превращению в мировую валюту. Многие валюты оказались привязаны к доллару, а сам доллар, по сути, «контролировал» стоимость золота.

Наконец, американские нефтяные компании получили карт-бланш на разработку ряда ближневосточных месторождений, в особенности, саудовских, что Г. Трумэн считал «самым ценным трофеем Второй мировой войны». Американцы начали работать в королевстве еще до войны и считали это «реваншем за поражение, которое Англия и Франция нанесли Соединенным Штатам на арабском Востоке после Первой мировой войны» (замглавы Госдепартамента С. Уэллес, The Time for Decision”).

Примечательно, что, согласно задокументированным фактам, ряд американских промышленников, по сути, финансировали режим Гитлера. А едва ли не главный экономист нацистской Германии – Я. Шахт – был в свое время представителем одной из крупнейших американских корпораций JPMorgan. Свою нефть поставляли Берлину и английские компании, т.к. Лондон планировал направить силы Третьего рейха против СССР.

После начала войны в 1939 г. британцы попытались организовать экономическую блокаду Германии (т.н. Странная война), но Вашингтон занял нейтральную позицию и продолжал снабжать нацистский режим и сырьем, и товарами. Лишь в 1940 г., после поражения Франции и вступления в войну Италии, соперничество английских и американских нефтяных гигантов временно прекратилось.

***

По всей видимости, США в отношении Великобритании руководствовались той же логикой, что и в отношении СССР: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше, хотя я не хотел бы увидеть Гитлера победителем ни при каких обстоятельствах» (сенатор, будущий президент США Г. Трумэн)…

Агентство геополитических исследований «Манара»

Приложение. Хроника противостояния между Великобританией и США

Несмотря на такое понятие как англо-саксонский мир, на самом деле отношения между американцами и британцами с самого начала строились на антагонизме. Это видно уже на примере Плимутской колонии – одной из первых английских колоний в Сев. Америке (основана в 1620 г.). Ее основатели – т.н. Отцы-пилигримы представляли собой кальвинистских сепаратистов, желавших отделиться от государственной Церкви Англии. (Кроме того, существует версия и о противоречиях на масонском уровне: сторонники независимого Американского государства (Ложа Св. Андрея) придерживались старого шотландского обряда и возводили свои корни к тамплиерам; сторонники Британской империи (Ложа Св. Иоанна) придерживались нового английского обряда).

1775-1783 – «Война за независимость» (британские колонии в Сев. Америке vs Лондон)

1812-1815 – «Война 1812 года» (США vs Великобритания)

1861-1866 – Гражданская война в США (негласная поддержка британцами южан)

1895 – кризис между Британской Гвианой (совр. Гайана) и Венесуэлой (поддерживалась США)

1921-1922 – Вашингтонская конференция (разрыв англо-японского союза; США признаются ведущей, наряду с Великобританией, морской державой; Лондон вынужден отказаться от принципа «двух флотов»)

1932-1935 – Чакская война между Парагваем (поддерживался Великобританией и компанией “Royal Dutch Shell”) и Боливией (поддерживалась США и компанией “Standard Oil”)

1935, 36, 37, 39 – Акты о нейтралитете, принятые Конгрессом США в отношении предвоенной ситуации в Европе (ограничивали возможности Вашингтона помогать Лондону и Парижу в борьбе с нацистской Германией)

1942 – поддержка американцами антибританского движения “Out India Movement” во главе с М. Ганди; давление Ф. Рузвельта на У. Черчилля в вопросе независимости Индии

Muslim Politic

[1] Все остальные более-менее крупные геополитические проекты к тому времени потерпели поражение и сузились до локальных национально-государственных рамок (Португалия, Испания, Голландия, Дания, Османская империя/Турция и др.). Некоторые проекты не имели сил для серьезной борьбы с Pax Britannica в одиночку и потому пытались лавировать между державами, наращивая в то же время свое влияние (Японская империя).

[2] Следует отметить, что, с одной стороны, Германия претендовала на наследие Рима (Pax Romana), свидетельством чего является преемственность «рейхов» – Первый, Второй и Третий; с другой стороны, в XIX-XX вв. в стране стала распространяться оккультная, неоязыческая идеология (арийский проект).

Продолжение во второй части

Tags: , , ,

Comments are closed.