Обзор Аравийских стран: ставка КСА на республиканцев; смена власти в ОАЭ; «невероятная возможность» для Катара; и мн. др. за апрель-май 2022

Опубликовано: 31.05.2022

Саудовская Аравия

В КСА ждут визита Дж. Байдена, который должен приехать к наследному принцу, чтобы уговорить его увеличить добычу нефти. Официально о визите пока не сообщается, но один из влиятельных американских аналитиков Ф. Закария считает, что Белый дом явно «движется к улучшению отношений с саудовским кронпринцем». В случае, если визит состоится, это станет победой Бен Салмана, с которым Байден до сих пор напрямую не общался.

Однако, как пишет The Guardian, многие аналитики считают маловероятным убедить кронпринца изменить позицию по нефти – будь то соблазнами или угрозами – поскольку высокие нефтяные цены увеличивают доходы бюджета страны. Более того, сам Бен Салман «делает ставку на то, что на промежуточных выборах в США победят республиканцы, а затем выиграют и президентский пост, причем хоть с Д. Трампом, хоть без него».

А вот бывший американский дипломат Э. Шакелфорд свою статью для Chicago Tribune озаглавила так: «Пришло время оставить КСА на съедение волкам». По ее словам, «с 2009 по 2020 гг. продажи вооружений саудовцам составили более $100 млрд, но королевство стало хуже, чем раньше. Неспособность Америки оказать экономическое давление на Россию увеличивает шансы на то, что Байден будет вынужден примириться с Бен Салманом на более выгодных для последнего условиях».

Что касается отношений с Китаем, то, как отмечается, Эр-Рияд конечно может отказаться от того, что беспокоит американцев, например, от закупок баллистических ракет в рамках секретной программы под названием «Аллигатор» или от торговли нефтью в юанях. Но саудовцы будут продолжать улучшать отношения с Пекином, как, впрочем, и с Москвой.

В этом контексте можно привести слова экс-главреда Al Arabia израильскому Jerusalem Post, которые наиболее ярко выражают ситуацию в отношениях между США и КСА: «Все больше беспокоят нереалистичные американские дебаты по этому вопросу, которые часто не признают глубину и серьезность раскола в отношениях. Более реалистичное обсуждение должно быть сосредоточено на одном слове: развод. И в то время как американская политика страдает от сбивающих с толку противоречий, китайская – проста и прямолинейна. Пекин предлагает Эр-Рияду простую сделку: продайте свою нефть и выберите военную технику, которую вы хотите, из нашего ассортимента».

***

Важным событием для страны стал первый с 2017 г. визит Р. Эрдогана, состоявшийся после многомесячных усилий по восстановлению отношений, включая закрытие Турцией дела об убийстве Джамаля аль-Хашакджи. Согласно экспертам, изменение позиции саудовцев связано с тем, что королевство «стремится расширить союзы из-за напряженных отношений с США, но самым сильным мотивом стало желание кронпринца положить конец скандалу с убийством журналиста, бросившее тень на его репутацию».

Арабские СМИ раскрывают подробности визита, а турецкие пишут о желании саудитов закупить 60 БПЛА. При этом явная лаконичность в заявлениях, последовавших за визитом, свидетельствует о том, что результаты визита могут быть незначительными и говорят о неясности развития отношений. Эти факторы не умаляют ни важности визита, ни масштаба прорыва, но число спорных сюжетов позволяет предположить, что путь сближения не будет быстрым. Следует ожидать, что Анкара и Эр-Рияд будут действовать осторожно, стараясь не угрожать друг другу.

В отношениях с Ираном тоже есть небольшой прогресс – проведено уже 5 раундов переговоров – правда, иранцы называют его недостаточным. Также саудовцы предпринимают шаги для того, чтобы положить конец напряженности между Марокко и Алжиром. Эр-Рияд играет роль посредника с целью положить конец спору между странами до саммита ЛАГ, запланированного на конец 2022 г.

Из внутренних событий можно отметить заявление помощника министра туризма о том, что власти не намерены отказываться от запрета на алкоголь. Ранее глава туристического сектора проекта NEOM Э. МакЭвой заявил о возможности разрешения употребления алкоголя в этом «городе будущего» и сообщил, что его жителей будут называть не саудовцами, а «неомианцами». По его словам, NEOM будет «отдельным государством со своими правилами». Эти слова вызвали среди официальных лиц КСА неоднозначную реакцию.

Агентство Bloomberg сообщило, что рост цен на нефть может сделать экономику королевства самой быстрорастущей в текущем году. Согласно МВФ, ВВП Саудовской Аравии в этом году впервые может превысить $1 трлн, а экономика вырасти на 7,6%. На этом фоне американская компания Edelman провела опрос среди саудовцев, показавший, что 82% жителей доверяют правительству, а 73% с оптимизмом смотрят в будущее.

Впрочем, израильские эксперты, комментируя сообщения о болезни короля Салмана, пишут, что «вопрос внутренней стабильности под большим вопросом, по крайней мере, до тех пор, пока новый король не докажет свою власть. Внутренние противники кронпринца, похоже, полны решимости подорвать легитимность его правления и подтолкнуть королевство к периоду внутренней нестабильности».

Кстати, издание Israel Hayom раскрыло имена израильских чиновников, неофициально посещавших КСА в течение последних 10 лет. Самым высокопоставленным из них оказался экс-премьер Б. Нетаньяху, также в королевстве побывали нынешний министр обороны Б. Ганц и экс-руководители «Моссада».

Йемен

В Йемене конфликтующие стороны продолжают придерживаться объявленного 2 месяца назад перемирия. Оно включает в себя заход судов с топливом в Ходейду, открытие дорог и доступ гумпомощи в Таиз и два авиарейса в неделю в международный аэропорт Саны и обратно.

Спецпосланник США по Йемену считает, что «впервые с начала конфликта появилась идеальная возможность достичь мира». Бывший спецпосланник ООН отмечает резкий спад боевых действий и снижение потерь среди гражданского населения до самого низкого уровня за последние месяцы. Также он сообщил об одобрении пакета экономической помощи Йемену на $3 млрд, включая поставки топлива, помощь в экономическом развитии и новый депозит в размере $2 млрд йеменскому ЦБ для стабилизации местной валюты.

Важнейшим политическим событием для йеменцев стало создание Президентского совета, которому президент А. Хади передал все властные полномочия. Причем произошло это после встречи Хади с советником по нацбезопасности США. Главой ПС стал Р. Алими, поддерживающий тесные связи с саудовцами, в частности, с архитектором этого проекта М. Джабером. Остальные 7 членов совета представляют собой смесь конкурирующих центров силы внутри антихуситской коалиции. И хотя данный шаг был предпринят под давлением Эр-Рияда, структура, по сути, поддерживает баланс между двумя внешними игроками: КСА и ОАЭ.

Пока вопрос эффективности нового органа власти, остается неясным: создание совета является явной попыткой установить некое единство внутри антихуситской коалиции, но неясно, смогут ли эти люди (с совершенно противоположными взглядами) работать вместе. Примечательно, что даже 8 членов совета не отражают все йеменские силы, часть которых осталась без представительства, в т.ч. все группы, не входящие в «Южный переходный совет».

Не случайно сотрудники Института Брукингса говорят, что ПС «представляет собой союз лиц с резко противоположными взглядами, многие из которых конфликтовали или даже воевали друг с другом». И объединяет их лишь одна общая черта: неприязнь к «хуситам». СМИ уже начали сообщать о разногласиях в рядах совета, в первую очередь, между главой совета и его заместителе, лидере ЮПС А. Зубайди.

По мнению экспертов, создание нового органа власти говорит о том, что «аравийская коалиция» не верит в военную победу, и это открывает дверь для нескольких сценариев развития ситуации, один из которых – «йеменизация» конфликта.

ОАЭ

После кончины своего брата Халифы бин Зайда, который с 2014 г. практически не управлял государством, президентом страны официально стал наследный принц Абу-Даби Мухаммед бин Зайд.

СМИ в связи с этим вспоминают слова экс-посла США в ОАЭ о том, что кронпринц имеет свое «определенное видение», согласно которому страны Залива больше не могут рассчитывать на Вашингтон. Правда, Белый дом старается снизить градус напряженности в отношениях, которые обострились после слабой реакции американцев на ракетные удары «хуситов». Так, госсекретарь Э. Блинкен уже извинился за это перед наследным принцем. После кончины же президента в Абу-Даби прибыла представительная делегация во главе с вице-президентом К. Харрис.

Новому президенту ОАЭ приписывают превращение эмиратских ВС в одну из самых эффективных армий в арабском мире. При этом французская Le Monde пишет, что новый правитель не терпит никакой критики и репрессирует и сторонников «политического ислама», и либералов. Агрессивная же внешняя политика, которая принесла стране прозвище «Спарта», в итоге заставила кронпринца отступиться и перейти на более мягкие позиции.

В настоящее время ОАЭ приходится регулировать сложную сеть отношений – с Западом, Израилем, Россией, Китаем, Турцией и Ираном, что еще более осложнилось после начала украинского кризиса. Так, рост цен на нефть привел к новому обсуждению американцами законопроекта NOPEC, что вызвало в Эмиратах серьезную критику. Абу-Даби сместил свое внимание с военного превосходства на экономическое и стратегическое продвижение, причем соперничество между США, РФ и КНР является самым большим препятствием для широких амбиций Бин Зайда, основанных на связности глобального рынка.

Для внутренней политики государства решающее значение будет иметь выбор нового наследного принца. Наиболее вероятными кандидатурами называют сына и братьев нового президента – Халида, Тахнуна и Мансура. У каждого есть свои преимущества, но назначение Халида, по мнению аналитиков, станет «поворотным моментом на пути к гиперцентрализации власти в руках одной семьи».

Из других важных событий можно отметить массовую скупку Эмиратами активов египетских компаний. Так, Суверенный фонд Абу-Даби приобрел доли сразу в 5 компаниях. Также подписаны соглашения о строительстве в Египте новых морских портов и судоходных линий. Объем эмиратских инвестиций в АРЕ уже превышает $7 млрд.

Не забывают ОАЭ и про Израиль, с которым достигнуто соглашение о свободной торговле. В соответствии с ним 95% товаров будут постепенно освобождены от тарифов, включая продукты питания, сельскохозяйственную продукцию, косметику, медикаменты и медицинское оборудование. Сотрудничество с Тель-Авивом идет и в сфере кибершпионажа – британские СМИ обвинили страну в причастности к крупной кибератаке на Даунинг-стрит.

Наконец, Абу-Даби подписал соглашение с новыми властями Афганистана об эксплуатации в течение 18 месяцев аэропортов в Кабуле, Кандагаре, Герате и Мазари-Шарифе. Турция, которая, наряду с Катаром, тоже претендовала на афганские аэродромы, сразу же отреагировала на данное соглашение, назвав его «ошибочным».

Катар

Эмир Катара Тамим Аль Тани совершил зарубежное турне, в ходе которого посетил Иран, Турцию и ряд европейских стран. Одной из главных тем в ходе визита в Тегеран могло быть «ядерное соглашение», где Доха играет роль посредника. Ранее, в апреле, стороны подписали ряд договоров в связи с проведением в Катаре ЧМ по футболу.

После Ирана эмир отправился в Турцию, откуда вылетел в Европу, где первым пунктом назначения стала Словения. После этого состоялся визит в Германию, где прошли трудные переговоры по газу. На совместной с канцлером О. Шольцем пресс-конференции глава Катара заявил, что они намерены начать поставки СПГ в ФРГ в 2024 г. При этом агентство Reuters сообщает, что стороны спорят по нескольким пунктам будущего соглашения. Так, Дохе нужны долгосрочные контракты на 20 лет, чтобы спрос на топливо был постоянным, и катарцы не хотят, чтобы Германия перепродавала этот газ. Берлин же не готов к долгосрочным контрактам, желая их заключения на 4-5 лет, т.к. планирует усилить политику декарбонизации. На данный момент у немцев нет ни одного приёмного терминала СПГ, но их строительство идет в ускоренном темпе.

Интересные мысли в интервью Handelsblatt высказал министр энергетики Катара, по словам которого, они прилагают неустанные усилия, чтобы диверсифицировать свою базу клиентов, так же, как ФРГ хочет диверсификации поставщиков. И Доха «не хочет продавать весь свой газ Германии, ведь если Берлин решит прекратить использование газа, у Катара возникнут проблемы».

В ходе визита в Испанию эмир объявил о намерениях инвестировать $5 млрд в испанские проекты. А в Великобритании было заявлено о планах еще больших инвестиций – до $12,5 млрд в течение следующих 5 лет. При том, что нынешние катарские инвестиции в британскую экономику уже оцениваются более чем в $50 млрд.

Кстати, Bloomberg спрогнозировал рекордную для Дохи прибыль от глобального энергокризиса – до $114 млрд. Как отмечают в Институте Ближнего Востока в Вашингтоне: «Это невероятная возможность, в ближайшие годы Катар может стать важнейшим экспортером газа».

Кувейт

В Кувейте правительство во главе с Сабахом аль-Халедом еще в апреле подало в отставку. Однако наследный принц Машааль Аль Сабах принял ее только 10 мая. Таким образом, в стране образовался вакуум власти, который парализовал властные институты, и, как пишут СМИ, «страна движется в неизвестном направлении». По мнению экспертов, «будущее Кувейта в опасности». В ответ на это наследный принц от имени эмира заявил, что «реформы требуют терпения, и они не происходят в одночасье».

На этом фоне кувейтский парламент вот уже второй месяц не проводит заседаний, а в центре столицы начались акции протеста. Сотни митингующих выразили недовольство складывающейся в стране ситуацией и призвали к жесткой борьбе против коррупции. Позже около 10 депутатов призвали не поручать формирование правительства старому премьеру, который делал это уже 4 раза, а выбрать человека «со своим видением путей разрешения кризиса и глубоким политическим чутьем».

Тем временем власти объявил о начале кампании по назначению жителей Кувейта без гражданства (бидуни) на рабочие места в частном секторе вместо мигрантов, а Министерство образования решило освободить всех студентов-бидунов от платы за обучение. Бидунами в Кувейте называют тех, кто не получил гражданства с момента обретения страной независимости в 1961 г. Согласно западным отчетам за 2018 г., их количество в Кувейте составляет ок. 100 000 человек, но активисты говорят, что это число может достигать 200 000.

Бахрейн

Рейтинговое агентство Moody’s изменило прогноз по экономике Бахрейна с негативного на стабильный в связи со «значительным ростом цен на нефть и ожидании того, что они останутся высокими». Кроме того, экономике королевства помогает поддержка, оказываемая КСА, Кувейтом и ОАЭ. Не случайно, что Бахрейн может стать первой страной в мире, использующей истребители F-16 нового поколения.

МВФ отмечает сокращение дефицита бюджета страны до 11,1% по сравнению с 17,9% в 2020 г. Ожидается, что бахрейнская экономика вырастет на 3,4%, правда, фонд предупреждает, что «неопределенность в развитии пандемии коронавируса, украинский кризис, а также глобальные инфляционные ожидания омрачают прогнозы по экономической ситуации».

Наследный принц Бахрейна Салман Аль Халифа договорился с премьер-министром Израиля Н. Беннетом «укреплять пути сотрудничества на всех уровнях». При этом, по различным данным, в т.ч. и израильским, лишь менее 20% бахрейнцев приветствуют сближение с Тель-Авивом.

Оман

Агентство Standard & Poor’s впервые с 2015 г. повысило кредитный рейтинг Омана со стабильным прогнозом. Улучшение связывается с мерами в рамках среднесрочного финансового плана и увеличением цен на нефть и темпов ее добычи. Ожидается, что реальный ВВП страны вырастет примерно на 3,9%, а основным двигателем роста будет ненефтяной сектор. На этом фоне Маскат получил кредит от своих соседей и международных банков в размере $4 млрд.

Intelligence Online пишет, что наследный принц Зи Йазан постепенно берет на себя новые обязанности. В рамках подготовки своего сына к власти султан Хайсам бин Тарик предоставил ему больший контроль над крупными экономическими проектами.

Из других событий можно отметить визит в Оман президента Ирана И. Раиси. Стороны подписали ряд документов по сотрудничеству в области нефти и газа, транспорта, инвестиций и рыболовства. По словам Раиси, визит является «поворотным моментом в развитии сотрудничества: отношения между странами прочны, а связи, построенные сотни лет назад, глубоки».

И действительно, торговый обмен между Ираном и Оманом установил новый рекорд, достигнув более $1,3 млрд. Султан Хайсам бин Тарик издал указ о ратификации соглашения о сотрудничестве с иранцами в области морского транспорта, подписанного почти 2 года назад. Также стороны договорились о создании комитета для совместной разработки нефтяного месторождения «Хенгам», которое содержит ок. 700 млн баррелей сырой нефти и 2 трлн кубометров природного газа.

Другой важной новостью для Омана стал отказ властей присоединиться к т.н. «Аврамовым соглашениям» с Израилем. В интервью Le Figaro глава оманского МИД сказал, что его страна «первой из стран Залива поддержала мир между палестинцами и израильтянами после Кэмп-Дэвидского соглашения в 1979 г., но лишь потому, что Оман поддерживает инициативы, которые помогают Палестине. В связи с этим любой успех “Аврамовых соглашений” должен привести к окончательному и справедливому урегулированию палестинского вопроса на основе создания двух государств».

P.S. Одним из важнейших событий предстоящего лета рискует стать вспышка обезьяньей оспы, распространяющаяся по миру угрожающими темпами. Это, довольно известное, но до поры до времени локальное заболевание, по странному стечению обстоятельств, вдруг, стала появляться в самых разных регионах земного шара. Особое беспокойство вызывает тот факт, что еще в марте 2021 г. на Мюнхенской конференции по безопасности была проведена бизнес-игра по симуляции вспышки этой болезни. Вице-председатель мероприятия Б. Франке уже был вынужден дать комментарий по этому поводу, но призвал не обращать на это особого внимания, ведь все это, по его словам, «случайное совпадение»…

Али Алиев, политический обозреватель портала

Muslim Politic

Tags: , ,

Comments are closed.