Роль Франции с точки зрения военно-экономической политики ОАЭ

Опубликовано: 20.07.2022

Выбор главой ОАЭ Франции в качестве первой европейской страны, которую Бен Заед посетил в качестве президента, имеет особое значение, а дружба Э. Макрона и его гостя играет важную роль в укреплении военно-экономического партнерства между Абу-Даби и Парижем…

Бен Заед прибыл в Париж 17 июля в рамках своего первого государственного визита за границу после того, как он вступил в президентскую должность после смерти своего брата. На второй день визита стороны объявили о подписании «соглашения о глобальном стратегическом партнерстве в области энергетического сотрудничества».

В заявлении правительства Франции говорится, что партнерство направлено на определение совместных инвестиционных проектов как в Пятой республике, так и в ОАЭ или других странах в водородной, возобновляемой и атомной энергетике.

«В нынешнем неопределенном энергетическом контексте это соглашение проложит путь к стабильной долгосрочной основе сотрудничества и откроет путь для новых промышленных контрактов», – говорится в документе. «Соглашение поможет создать стабильную долгосрочную основу для этого сотрудничества, проложить путь к новым промышленным контрактам и определить будущие совместные инвестиционные проекты, включая возможность создания двустороннего фонда для финансирования зеленых проектов».

Со своей стороны, Бен Заед отметил, что «энергетика всех видов представляет собой одну из важнейших областей сотрудничества между двумя странами, и ОАЭ стремятся поддерживать энергетическую безопасность в мире в целом и в дружественной Франции в частности».

19 июля французская компания Total Energies объявила о расширении своего стратегического альянса с «Национальной нефтяной компанией Абу-Даби» (ADNOC) и проинспектировала новые направления, в т.ч. поставки дизельного топлива во Францию.

В свою очередь, советник президента ОАЭ по дипломатическим вопросам А. Гаргаш заявил, что они «полны решимости оставаться надежным партнером в области энергетики, поскольку инвестируют в увеличение мощностей для удовлетворения мирового спроса. ОАЭ продавали нефть на Востоке в течение 40 лет, и теперь во время кризиса направляют ее в Европу».

***

Однако сотрудничество в области энергетики было не единственным пунктом повестки дня, т.к. стороны объявили о том, что планируют подписать меморандумы о взаимопонимании и контракты в области транспорта, обращения с отходами и др.

И хотя в официальных заявлениях не упоминались новые сделки с оружием, в статье, опубликованной Le Monde, такого рода отношения между двумя странами описываются как «прочные и беспрецедентные», также там говорится о «превращении ОАЭ в ведущего клиента французской военной промышленности в эпоху Макрона».

В декабре 2022 года Абу-Даби подписал рекордный контракт на 14 млрд евро на покупку 80 французских боевых самолетов Rafale. При Макроне ОАЭ стали не только ведущим клиентом промышленности Пятой республики, особенно военной, но и опорой работы Франции в арабо-мусульманском мире в обмен на полное молчание Парижа в отношении нарушений прав человека, совершенных Абу-Даби как внутри страны, так и за ее пределами.

Следует отметить, что в декабре 2021 года Международная федерация по правам человека поставила под сомнение французские продажи оружия в ОАЭ, т.к. возникли подозрения в том, что некоторые из вооружений использовались в Йемене. Так, согласно The National Interest, Париж продал Эмиратам танки Leclerc, считающихся «жемчужиной французской танковой промышленности», и Абу-Даби использовал эти передовые танки в йеменской войне.

***

Важно подчеркнуть, что прочное партнерство между Францией и ОАЭ началось еще с 1970-х годов, во время правления основателя Эмиратов Зайда Аль Нахайяна. В 1995 г. стороны подписали соглашение о безопасности, в соответствии с которым в 2009 г. Париж создал на территории ОАЭ военную базу.

В свою очередь, Абу-Даби сыграл ключевую роль в поддержке французской военной операции в Мали – в первом военном сотрудничестве такого рода между двумя государствами. Эти особые отношения нашли отражение в сотрудничестве и в других региональных конфликтах, особенно в Ливии, где оба государства оказывали поддержку генералу Х. Хафтару.

Таким образом, уже в первый срок Макрона военно-экономические отношения двух стран приняли беспрецедентный характер, и сейчас они могут выйти на еще более серьезный уровень.

Muslim Politic по материалам арабских и западных СМИ

Tags: 

Comments are closed.