Политика или экономика? О чем говорит возвращение посла ОАЭ в Иран

Опубликовано: 24.08.2022

После отзыва своего посла из Тегерана в январе 2016 г. Абу-Даби объявил, что глава дипмиссии в Иране Саиф Мухаммад аз-Зааби возобновит свою работу, пишут арабские СМИ. Данное решение было принято примерно через месяц после телефонного разговора между главами МИД двух стран.

Аналитики единогласно соглашаются с важностью экономических интересов между Ираном и ОАЭ и их готовностью «предоставлять торговые преимущества над своими политическими опасениями». Так, именно Эмираты возглавляют список торговых партнеров ИРИ среди соседних стран: объем экспорта в Иран с марта этого года уже составил 4 млрд 900 млн долларов, в то время как объем иранского экспорта в ОАЭ достиг 2 млрд 300 тыс.

В этом контексте эксперты отмечают, что «экономическая дипломатия и географический фактор оказались более сильными, чем политические переменные, и что сторонам удалось справиться с вызовами в двусторонних отношениях, поставив экономические интересы выше политических».

Специалисты высоко оценили мудрость иранского и эмиратского руководства в поддержании коммерческих отношений, несмотря на сокращение политического представительства. Хотя на их экономические отношения время от времени влияла политическая ориентация некоторых стран Персидского залива и озабоченность Ирана их сближением с Израилем. Тем не менее, Тегеран и Абу-Даби были в состоянии преодолевать политические препятствия и поддерживать торговлю как средство непрерывной связи в контексте более высших интересов.

Как подчеркивают эксперты, восстановление двусторонних отношений проистекает из динамизма политики с обеих сторон, ведь возвращению эмиратского посла в Тегеран предшествовали конструктивные шаги, которые в т.ч. проявились и в отношении Сирии и Йемена.

Предполагается, что возвращение посла в Иран станет поворотным моментом в урегулировании разногласий, а затем и в поиске решений региональных кризисов, главным из которых является йеменский.

При этом ирано-эмиратские отношения «по-прежнему определяются региональными факторами, включая вопросы Израиля, споры о трех островах в Персидском заливе и диалог между Тегераном и Эр-Риядом. Несмотря на важность торгово-экономического фактора, вопросы безопасности, особенно связанные с предоставлением Тель-Авиву плацдарма в регионе, все же могут нарушить чистоту отношений».

Tags: 

Comments are closed.