Соперничество между политическими движениями в Ираке препятствует формированию нового правительства страны, а политический паралич грозит привести к более глубокому конфликту и более широкому насилию, снижая способность Багдада разрешать многочисленные экономические кризисы и ослаблять социальные волнения…
В конце июля сторонники М. Садра из альянса «Саирун» дважды штурмовали «Зеленую зону» в Багдаде, устроив сидячую забастовку в парламенте и требуя новых выборов и политических реформ. В ответ их соперники по «Координационной структуре» осуществили контрпротесты, а исполняющий обязанности премьера М. Каземи призвал к общенациональному диалогу, чтобы выйти из тупика.
Нынешняя конфронтация представляет собой эскалацию борьбы за власть, которая в течение нескольких месяцев препятствовала формированию правительства. На последних выборах в октябре 2021 года сторонники Садра получили наибольшее количество мест и хотели создать кабмин большинства. Их соперники из КС призывали к коалиционному правительству, которое представляло бы все группы, получившие места на выборах.
В итоге, блок «Саирун» так и не смог сформировать новый кабинет министров и ушел в оппозицию, а КС после долгих обсуждений выдвинул на пост премьера М. Судани, который занимал должность министра во времена Н. Малики. Это вызвало сильное недовольство у сторонников Садра, особенно на фоне скандала с утечками аудиозаписи Малики, где тот нелестно отзывался о движении «Саирун» и его лидере.
***
Как полагают специалисты, если этот политический тупик сохранится, существует несколько сценариев развития ситуации в Ираке, и все они сопряжены с риском насилия. Нынешнее временное правительство во главе с Каземи, конечно, будет пытаться убедить конкурирующие стороны вступить в диалог, но многое зависит от самих конфликтующих сил.
Эксперты предполагают 4 возможные сценария развития ситуации в Ираке (ранжированные от наиболее вероятного к наименее вероятному):
1) Длительный политический паралич
При этом сценарии сторонники Садра и «Координационная структура» будут оставаться в конфликте в течение недель, а возможно, и месяцев, препятствуя избранию нового президента. Это может дать возможность некоторым другим заинтересованным сторонам в переговорном процессе предложить союзы, которые удовлетворили бы как одних, так и других. При таком сценарии процесс национального диалога может начаться, но участие обеих сторон будет очень низким и, следовательно, едва ли приведет к системным изменениям.
2) Внешнее вмешательство, которое заставит один или оба лагеря пойти на компромисс
Если внешняя сила решит вмешаться, это может привести к более быстрому решению затруднительной ситуации. Главной влиятельной иностранной стороной считается Иран, тем более, что обе конфликтующие стороны являются шиитскими блоками. Тегеран поддерживает регулярный диалог с иракскими официальными лицами, особенно с лидерами ополчения. США и другие западные правительства также имеют значительное влияние в Багдаде благодаря экономической помощи и поддержке сил безопасности Ирака. Но все они связаны с суннитскими и христианскими силами. Это означает, что у Вашингтона нет особой возможности влиять на нынешнее противостояние.
3) Соглашение о проведении новых выборов.
4) Новая гражданская война
Этот наихудший сценарий все еще остается наименее вероятным на данный момент. Он подразумевает противостояние не суннитов и шиитов, а противостояние внутри шиитской общины. Некоторые шиитские политические партии связаны с вооруженными формированиями и последователями, желающими выйти на улицы, поэтому между этими группами могут возникнуть столкновения. Правда, ни «Саирун», ни «Координационная структура» не заинтересованы в провоцировании такого конфликта, опасаясь вызвать гнев общественного мнения и элиты и тем самым снизить свое политическое влияние.
***
Вне зависимости от того, какой сценарий будет развернут, глубокие экономические проблемы в Ираке очевидно сохранятся. И хотя высокие цены на энергоносители ослабили ощущение экономического кризиса (нефть является основным источником государственных доходов), страна не может по-настоящему решить свои проблемы в экономике без стабильного правительства, проводящего четкую политику. Это означает, что риск социальных волнений сохранится, как бы ни развивалась нынешняя напряженность между иракцами.
Muslim Politic по материалам частной разведывательно-аналитической компании Stratfor