Обзор Шама (Леванта): цели Турции в Сирии; «тонкая игра» США в Ираке; новая угроза для короля Иордании; и мн. др. за июль-август 2022

Опубликовано: 01.09.2022

Турция

Западные страны все больше показывают свое недовольство укреплением турецко-российских связей. Так, Financial Times пишет, что ЕС недоволен ростом экспорта Турции в РФ. В свою очередь, издание Politico пригрозило Анкаре «проблемами по интеграции с остальным миром», а Der Spiegel – «проблемами внутри страны».

На этом фоне Bloomberg сообщает, что в критически важный для Турции момент Р. Эрдоган получил поддержку со стороны В. Путина. Особенно Западу не понравились итоги саммита в Сочи, где Москва и Анкара договорились увеличить торговый обмен до $100 млрд. В итоге Эрдогана обвинили в «ведении двойной игры в пользу России», а сенаторы США и вовсе назвали Турцию «самой большой угрозой в Восточно-Средиземноморском регионе».

При этом в Вашингтоне считают важным партнерство с Анкарой, в т.ч. в рамках НАТО. В этом контексте очередным испытанием для альянса стали новые противоречия Турции с Грецией. Последний виток, связанный с преследованием турецких ВВС греческими С-300, вполне может перерасти в нечто более серьезное, хотя, конечно, ни те, ни другие этого явно не желают.

Из внутриполитических событий следует отметить сообщение Die Welt о том, что Эрдоган может попытаться организовать досрочные выборы президента уже осенью 2022 г. Одной из причин этого называется «возможное улучшение экономической ситуации» благодаря доходам от туризма: с апреля по июнь было заработано $8,7 млрд, что на 190% больше, чем за аналогичный период 2021 г. И в такой ситуации, полагает издание, нынешний президент имеет все шансы на победу. И даже масштабная кампания турецкой «Родины» за выход страны из НАТО едва ли поколеблет позиции Эрдогана.

Улучшить ситуацию в экономике может помочь и решение об увеличении в 5 раз платы за проход через проливы Босфор и Дарданеллы. Это позволит получить дополнительно $200 млн. Кроме того, Турция ждет депозиты от КСА, ОАЭ и Катара для пополнения своих валютных резервов.

Во внешней политике Анкара продолжает активную деятельность. Так, турецкие власти решили восстановить дипотношения с Израилем и назначить в эту страну нового посла. Как заявил глава МИД М. Чавушоглу: «Добрососедские отношения и дух партнерства на Ближнем Востоке важен для всех».

Также Анкара вместе со странами Персидского залива пытается примирить «ихванов» с властями Египта. Хотя между самими турками и египтянами переговоры находятся на «низком уровне». Продолжается активное участие и в ливийском вопросе. Так, Эрдоган принял лидеров востока Ливии – спикера Палаты представителей в Тобруке А. Салеха и вице-президента А. Лафи.

Наконец, Турция начала предпринимать шаги по сближению с Сирией, причем первые шаги были сделаны еще в 2021 г. Турецкие власти подчеркивают, что их целью является «не смена президента Б. Асада, а борьба с терроризмом на севере САР и к востоку от Евфрата». Как прямо заявил Эрдоган: «Государства никогда не могут исключать политический диалог и дипломатию. У Турции нет притязаний на сирийскую территорию, и сирийцы – наши братья. При этом территориальная целостность Сирии важна и для нас, и в Дамаске должны знать об этом». Один из главных союзников ПСР – глава ПНД Д. Бахчели – также поддержал этот призыв.

Сирия

Сирийские власти в целом готовы к переговорам с Турцией, но только в том случае, если турецкие войска оставят сирийскую территорию. Кроме того, Дамаск выдвинул 5 условий для нормализации отношений с Анкарой. По мнению экспертов, все это может вызвать неприятие на Западе. При этом многие задаются вопросом, насколько серьезно следует рассматривать турецкие шаги в сирийском направлении: готов ли Эрдоган к миру с Асадом, или же это метод давления на США, чтобы решить курдский вопрос?

Кстати, на прошедшем в Тегеране саммите стран-гарантов «астанинского» процесса, Россия, Иран и Турция подтвердили приверженность укреплению трёхстороннего сотрудничества в интересах достижения «устойчивой и жизнеспособной нормализации ситуации в САР». Правда, сирийские оппозиционеры выступают против диалога, и это может стать проблемой для турецких военных.

На этом фоне Дамаск продолжает получать внешнюю поддержку. К примеру, ОАЭ построили в Сирии больницу, что стало еще одним шагом по сближению двух стран. В свою очередь, Алжир высоко оценил позицию сирийцев в защите интересов арабских стран, а также успехи Дамаска в восстановлении страны. Алжирцы также поддерживают возвращение САР в ЛАГ, о чем может быть объявлено на ноябрьском саммите организации.

Le Figaro пишет, что круг стран, сближающихся с Дамаском, может расшириться. Две страны (Оман и Алжир) вообще не прекращали контактов с Дамаском; другие (ОАЭ, Бахрейн, Египет, Иордания, Ливан, Палестина и Ирак) отношения уже возобновили. Следующими шагами могут стать нормализация отношений с Турцией и возвращение в ЛАГ.

Правда, этому могут помешать Саудовская Аравия и Катар, а, возможно, и США, которые, с одной стороны, оказывают давление на арабские страны, но, с другой стороны, не гнушаются вести прямые переговоры с Дамаском по локальным вопросам (в частности, по освобождению своего журналиста).

В целом же, по мнению Le Figaro, сирийский конфликт «может быть заморожен без перспективы окончательного урегулирования». Как считают авторы, поражение врагов Б. Асада облегчило для Дамаска ситуацию в политической сфере, однако с экономической точки зрения ситуация в стране катастрофичная. Помимо этого, на ситуацию в Сирии может оказать влияние вопрос «ядерного соглашения» с Ираном. Администрация США, как известно, хочет, но не может (или может, но не хочет) восстановления СВПД при том, что иранцы уже пошли на определенные уступки, требуя, по сути, лишь одного условия.

По всей видимости, внутри Соединенных Штатов есть силы, не желающие ни восстановления СВПД, ни сдачи позиций в Сирии (к чему после Афганистана и Ирака явно все идет). Одним из рычагов этих сил являются авиаудары по иранским позициям в САР, в результате одного из которых погиб генерал КСИР. В ответ американские базы подверглись сразу нескольким атакам, причем не только в провинции Дейр-эз-Зор, но и в районе военной базы Ат-Танф.

Таким образом, пока «партия войны» в США будет продолжать свои провокации, ситуация в Сирии будет оставаться на грани. А вот вывод американских войск, несомненно, изменит весь геополитический расклад, но решится ли на этот шаг Вашингтон, и если да, то когда, не понятно. Не следует забывать и о «ястребах» внутри самих США, которые вновь напомнили об угрозах повторения 11 сентября…

Ирак

Ситуация в Ираке, как и предполагалось, накалилась до предела. Эскалации предшествовало объявление «Координационной структурой» нового кандидата на пост премьера – М. Судани. Против него сразу же выступил победитель последних выборов, лидер движения «Ас-Саирун» М. Садр, призвавший к роспуску парламента и проведению досрочных выборов. Обострило положение и обнародование аудиозаписи бывшего главы правительства Н. Малики, в которых он подверг Садра жесткой критике.

31 июля сторонники Садра начали акции протеста в «зеленой зоне» Багдада, в ходе которых случился штурм парламента и Высшего судебного совета. В тот раз ситуация более-менее разрешилась, а вернее, просто оказалась «замороженной», но было ясно, что дальше будет только хуже.

В итоге, 29 августа начался очередной штурм резиденции правительства. Также была попытка захватить штаб-квартиру ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби», однако союзники Тегерана смогли дать отпор. К вечеру в Багдад вошли сотни членов подчиняющегося Садру движения «Сарайя ас-Салам», кроме того демонстрации начались и в других провинциях. В стране пришлось вводить комендантский час.

Вскоре военные начали разгон митингов, и беспорядки привели к новым жертвам. После этого пока еще действующий премьер М. Каземи обратился к духовным и политическим лидерам страны. Аятолла А. Систани в ситуацию решил не вмешиваться, но М. Садр согласился отозвать своих сторонников. По последним данным, главе «Саирун» предложили вновь сформировать правительство. Однако ситуация далека от разрешения, и не понятно, почему никто не может провести нормальные переговоры со сторонами конфликта, ведь необходимость этого очевидна.

Тем временем разведывательно-аналитическая компания Stratfor прогнозирует 4 возможных сценария развития ситуации в Ираке. Наиболее вероятным из них считается «длительный политический паралич», а наименее возможным – «новая гражданская война».

Middle East Eye, в свою очередь, пишет об ослаблении американского влияния в Ираке. При этом «игра» Белого дома, по всей видимости, не столь проста и «нейтральна», как это кажется на первый взгляд. Согласно материалу, США рассматривают Садра как «непостоянного националиста с огромной базой». И хотя его и опасаются, тем не менее, видят в нем «потенциальную защиту от Ирана, которого нужно направить по пути, выгодном для Вашингтона».

Еще одной проблемой для Багдада является военная активность Турции. 20 июля произошел обстрел туристического объекта в провинции Дахук в Иракском Курдистане. Это привело к дипломатическому кризису: Багдад даже отозвал из Анкары своего временного поверенного в делах Турции. Более того, в стране прошли антитурецкие митинги, а ряд вооруженных групп нанесли по турецким базам ракетные удары. В свою очередь, иракские военные, несмотря на давление сверху, раскрыли масштаб турецкого военного присутствия в стране.

Следует отметить, что в отношениях с Анкарой Багдад волнует и водный вопрос – власти Ирака попросили Турцию оставлять больше воды в Тигре и Евфрате для борьбы с засухой. И эта проблема, кажущаяся пока второстепенной, вскоре может стать более важной, ведь реки действительно пересыхают, а неконтролируемое потребление подземных вод лишь усугубляет положение.

Иордания

Президент США Дж. Байден назвал Иорданию «ключевым союзником» и сообщил о намерении подписать с Амманом новый меморандум о взаимопонимании, включая увеличение ежегодной финансовой помощи с $1,2 млрд до $1,5 млрд. При этом глава Белого дома заявил, что они заинтересованы в поддержании стабильности в королевстве.

Сами иорданские власти предложили план административной реформы, в соответствии с которым предлагается упразднить Минтруда, а министерства транспорта и общественных работ объединить в Министерство инфраструктуры. Профсоюзы в связи с этим выразили опасения, что эти шаги могут отрицательно повлиять на и так сложную экономическую ситуацию в стране, эмигрировать из которой хочет почти половина жителей.

Это является важным и в том контексте, что на фоне ухудшения социально-экономической ситуации среди племен Хашимитского королевства начинает расти недовольство политикой иорданского монарха. Это может привести к серьезному кризису, ведь лояльность племен всегда считалась одним из главных элементов внутриполитической стабильности в Иордании.

Ливан

В Ливане, по сути, началась президентская выборная кампания. Срок полномочий М. Ауна истекает в конце октября, но вполне вероятно, что новый президент не будет избран вовремя из-за глубины политического кризиса. Традиционное согласование кандидата на фоне существующего раскола провалено, и это означает, что выбор главы государства будет осуществляться с помощью внешних сил.

Главными такими силами, безусловно, являются Иран и Саудовская Аравия. Эр-Рияд уже начал подготовку, запустив проект по обеспечению продовольствием нуждающихся ливанцев. В рамках проекта ежедневно должны распределяться 20 000 пакетов хлеба для 10 000 семей из расчета две пачки на каждую семью.

Свою лепту хотят внести и союзники саудовцев: спецпосланник правительства США в Ливане А. Хохштейн пытается ускорить переговоры по демаркации границы с Израилем. Дело в том, что Тель-Авив претендует на 860 кв. км Средиземного моря, включая газовое месторождение «Кариш».

Бейрут же, естественно, не намерен отдавать такие богатства, тем более на фоне своих экономических проблем и общемирового энергетического кризиса. При этом главным защитником месторождения является «Хизбулла», чей лидер уже предупредил, что «любая рука, потянувшаяся украсть богатства Ливана, будет отрезана».

Палестина

Палестинцы Газы вновь подверглись агрессии со стороны Израиля: израильские военные атаковали позиции движения «Исламский джихад». Предполагается, что главной причиной агрессии вновь стали израильские выборы. При этом, как всегда, пострадали мирные жители, включая женщин и детей – всего погибло 48 человек, из них 17 были детьми. Помимо этого, согласно Associated Press, за 2022 год на Западном берегу р. Иордан были убиты, по меньшей мере, 85 палестинцев, среди которых 6 женщин и 17 подростков.

Тем временем Вашингтон попросил Тель-Авив изменить тактику военных операций, что было вызвано гибелью журналистки Al Jazeera Ширин Абу Акле. Однако Израиль, как обычно, никак не отреагировал на призыв своего ближайшего союзника, тем более, что Вашингтон откровенно признался, что не может оказывать давление на израильские власти. Кстати, две страны подписали соглашение о стратегическом партнерстве – «Иерусалимскую декларацию», в которой США подтвердили приверженность иудейскому принципу «тиккун олам».

Глава Палестины М. Аббас на встрече с Дж. Байденом призвал последнего возобновить работу консульства США в Восточном Иерусалиме, а также вновь открыть представительство Палестины в Вашингтоне. Также Рамалла обратилась в Совет безопасности с целью получения статуса полноправного члена ООН, но эта новая попытка, как и предполагалось, была пресечена американцами.

Руководство ХАМАС рассказало, что они имели контакты с американцами, отметив, что движение не запрещает какие-либо отношения с политическими образованиями, кроме Израиля. В Алжире прошла встреча лидеров ФАТХ и ХАМАС. Несмотря на то, что встречу назвали концом «палестинского раскола», длящегося с 2006 г., эксперты оптимизма не разделяют.

Среди других новостей нельзя не отметить увеличение университетского образования среди палестинцев до 17%. При этом, как сказал Аббас, жители Палестины «уже 74 года ждут избавления от оккупантов, и в мире нет больше людей, живущих столь долго под иностранной оккупацией».

Причина такого положения проста и банальна – поддержка Израиля со стороны США и их союзников, включая транснациональные корпорации. Сами сотрудники ТНК это прекрасно понимают и даже пытаются выступать против такой политики, но «правила демократии» работают здесь, видимо, только в одну сторону…

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: , , ,

Comments are closed.