Турецко-арабская дипломатия ускоряет свои шаги для достижения большего прогресса на новом дипломатическом пути Анкары, основанном на принципе возврата к политике «ноль проблем с соседями».
Власти Турции намерены добиваться этого путем урегулирования споров со всеми странами региона, а также прекращения политических разногласий и предотвращения военных конфликтов в рамках базовой стратегии, направленной на достижение политической стабильности.
Одной из главных причин этого является необходимость достижения Турцией экономического процветания. Данный аспект, в свою очередь, крайне важен для президента Реджепа Эрдогана, который готовится участвовать в парламентских и президентских выборах в середине 2023 года.
***
Однако издание указывает на три страны, из-за которых процесс принятия этих шагов замедляется.
1) Саудовская Аравия
Несмотря на официальное заявление об окончании эпохи споров между Анкарой и Эр-Риядом и обмен официальными визитами на высшем уровне – президента Эрдогана в КСА и наследного принца Бен Салмана в Турцию – значительного прогресса в двусторонних отношениях пока не наблюдается.
В отличие от того, что произошло, например, с ОАЭ, ренормализация отношений между Турцией и Саудовской Аравией пока не привела к заключению широких торгово-экономических и финансовых соглашений, чего желала Анкара. И в то время как Турция стремится получить саудовские инвестиции, Эр-Рияд пока не хочет идти на этот шаг.
При этом саудовцы стремятся получить турецкие беспилотники и намерены вкладывать деньги в сферу оборонной промышленности, пытаясь получить выгоду от опыта Турции в этой области. В частности, речь идет о строительстве в Саудовской Аравии завода по производству турецких дронов.
2) Египет
Процесс нормализации отношений между Анкарой и Каиром все еще продвигается очень медленно на фоне «неуступчивости Египта» и разногласий, которые до сих пор мешают прорыву на данном пути.
С завершением курса на сближение с ОАЭ, КСА и Израилем внимание Турции было сосредоточено на процессе нормализации отношений с Египтом. Однако с момента его запуска он идет весьма медленно. Об этом, к примеру, свидетельствует отсутствие реальных шагов в этом направлении, таких как повторное назначение послов или официальные встречи на высоком уровне.
В то же время, несмотря на очень медленный прогресс, между двумя странами не было и каких-либо серьезных кризисов, что поддерживает возможность значительного успеха в любое время, например, в форме политической встречи на высоком уровне. Кроме того, турецкие эксперты считают, что визит президента АРЕ Абдель Фаттаха ас-Сиси в Катар и его встреча с эмиром Тамимом Аль Тани может способствовать прорыву в сближении между Египтом и Турцией, т.к. Доха является главным союзником Анкары в арабском мире.
3) Сирия
Последние заявления турецких официальных лиц ясно подтверждают, что серьезный путь к нормализации отношений между Анкарой и Дамаском уже начался, но он также сопряжен с трудностями.
Этот путь представляется более сложным, чем все предыдущие, из-за поддержки Турцией сирийской оппозиции и попытками вернуть сирийских беженцев на родину. Но и здесь можно найти точки соприкосновения – прежде всего, в деле предотвращения создания курдского государства на северо-востоке Сирийской республики.
***
Таким образом, с одной стороны, обозначенные препятствия пока не дают турецким властям возможности полного замирения со всеми странами региона. Однако, с другой стороны, общий вектор турецкой дипломатии однозначно настроен на возвращение того статус-кво, который имел место быть в прежние годы. В связи с этим поставленная Анкарой цель вновь достичь уровня «ноль проблем с соседями» выглядит вполне реальной и достижимой.
Muslim Politic по материалам Al-Quds аl-Arabi