Национальный совет по разведке (НСР) США составил конфиденциальный доклад о попытках Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) вмешаться во внешнюю политику Вашингтона. Отчет называют экстраординарным: до этого момента властные структуры США воздерживались от непосредственной критики ближневосточного союзника…
Содержание доклада раскрыла газета The Washington Post. Согласно отчету, спецслужбы уверены, что аравийское государство систематически использовало лоббистские бюро, систему предвыборных пожертвований и аналитические центры для корректировки американской дипломатии.
В НСР, который опирается на данные 18 национальных спецслужб, пришли к выводу, что в последнее десятилетие ОАЭ активно пользовались уязвимостями в американской системе госуправления, чтобы изменить внешнюю политику. Инструментами аравийского государства, по оценкам разведсообщества, становились вашингтонские лоббистские компании, консультирующие правительство аналитические центры, а также система политических доноров. Как утверждается в исследовании, Абу-Даби использовал как легальные, так и не вполне легальные механизмы влияния. Собеседники WP называют описанные в нем действия «кампанией по подрыву демократических институтов».
***
Только по официальным данным, с 2016 года ОАЭ потратили на лоббистскую индустрию в США более 154 млн долл. Помимо этого, миллионы долларов были направлены на финансирование американских университетов и аналитических центров, многие из которых готовят программные политические документы, предназначенные для членов правительства.
В то же время Washington Post обращает внимание на дело трех бывших сотрудников американских силовых структур, завербованных, как считают США, эмиратским руководством для слежки за диссидентами, политиками, журналистами и компаниями. Прокуратурой было установлено, что они совершали хакерские взломы компьютеров на территории США и за их пределами.
Громким стал случай консультанта экс-президента США Дональда Трампа – Томаса Барака, который вместе с одним из подчиненных обвинялся в использовании своих должностных полномочий для лоббирования интересов ОАЭ без соблюдения закона о регистрации иностранных агентов (FARA). Соратнику политика-республиканца, в частности, инкриминировали использование секретного канала обратной связи с Абу-Даби для передачи конфиденциальной информации.
Доказательства, представленные в суде, включали тысячи сообщений, данные о перелетах, а также другие документы, показывающие, что официальные лица Эмиратов даже предоставляли Бараку «правильные» темы для выступлений в СМИ с похвалами в их адрес. Несмотря на проведенное расследование, это дело развалилось. Телеканал CNN назвал оправдание Барака «крупным поражением Минюста в войне против теневого иностранного лобби».
Один из американских законодателей, говоривших с WP на условиях анонимности, заявил, что доклад НСР должен стать тревожным звонком для исполнительной власти: «Необходимо установить очень четкую красную линию против того, чтобы ОАЭ занимались игрой в американской политике. Не уверен, что этот вопрос когда-либо поднимался на высоком уровне».
Документ с выводами о «вмешательстве ОАЭ» уже был направлен представителям истеблишмента США, чтобы те могли руководствоваться им, принимая решения в рамках ближневосточных досье. Тем более, что, как утверждают инсайдеры, деятельность, приписываемая ОАЭ, выходит далеко за рамки банальной торговли влиянием.
***
Эксперты характеризуют доклад НСР как уникальное явление, поскольку он сконцентрирован не на геополитических противниках Вашингтона в лице Пекина и Москвы, а на деятельности союзника, с которым налажены тесные контакты в оборонной и военно-технической сферах.
Удивление вызывает и то, что крупная аналитическая структура разведсообщества вообще подняла этот вопрос, учитывая то, что ближневосточные государства тратят традиционно много на услуги известных бюро с Кей-стрит, чтобы продавить удобные решения в Вашингтоне, и это никого не удивляет. В тройку наиболее крупных зарегистрированных клиентов американской лоббистской индустрии из числа региональных игроков входят Саудовская Аравия, Израиль и Катар.
Не исключено, что пристальное внимание разведсообщества США к ОАЭ указывает на стремление спецслужб переосмыслить характер угроз. И это может отразиться на внешнеполитическом дискурсе. Эмираты подвергались критике в Конгрессе разве что за участие в аравийской операции на территории Йемена, и их политика не встречала на Капитолийском холме такого неприятия, как, например, саудовская.
Даже на фоне дискуссии о неприятных для США решениях ОПЕК+ по сокращению добычи нефти тема роли ОАЭ стояла особняком, а издание The Wall Street Journal даже выпустило материал, где говорилось, что Абу-Даби пытался тайно возразить Эр-Рияду по поводу целесообразности решения о сокращении производства.
Как констатирует экс-сотрудник НСР, аналитик Брюс Ридель, традиционно национальный аппарат безопасности избегает всего, что может быть интерпретировано как мониторинг внутренней политики США: «Делать что-то подобное в отношении дружественной державы тоже уникально. Это признак того, что разведывательное сообщество готово сконцентрироваться на новых вызовах».
По материалам НГ