Анкара постепенно начинает вытеснять Китай из Африки?

Опубликовано: 06.02.2023

Анкара пока еще не может сравниться с финансовым влиянием Пекина, но турецкие компании заменяют своих китайских коллег в Африке, пишет Middle East Eye.

К настоящему времени должно быть завершено строительство 273-километровой железнодорожной линии стоимостью $2,2 млрд, простирающейся на восток от Кампалы в Уганде до Малаба в Кении. В 2015 г. китайская государственная компания China Harbour Engineering Company выиграла контракт на строительство этой важной транспортной линии, но после 8 лет бездействия в проекте Уганда передала проект турецкой компании.

И это не единственный случай, когда Анкара превзошла Пекин. С 1998 года Турция пробивается на африканские рынки при помощи плана «Африканское действие», направленного на укрепление двусторонних отношений на континенте.

В эпоху Реджепа Эрдогана страна начала сосредотачиваться на Африке посредством крупномасштабных экономических и дипломатических инвестиций. В 2008 г. Африканский союз представил Турцию как «стратегического партнера», а Анкара с удовольствием разыгрывала «османскую карту», отмечая, что в отличие от западных держав, они не имеют колониальной истории в Африке и не грабили ресурсы континента.

В итоге, число турецких посольств в регионе увеличилось с 12 до 43; турецкие авиалинии летают в 61 пункт назначения по всему континенту; турецкое агентство по сотрудничеству и координации (ТИКА) открыло 22 офиса; а Фонд «Маариф» открыл 175 школ в 26 африканских странах.

В этом направлении последовали и подрядные компании: в настоящее время они выполняют 17,8% иностранных строительных работ в Африке, а общий объем проектов этих компаний превысил $77 млрд. Объем торговли с африканскими странами также увеличился с $5,4 млрд в 2003 г. до $34,5 млрд в 2021 г.

Но даже эти успехи, подчеркивает Middle East Eye, ничтожны по сравнению с успехами Китая – крупнейшего инвестора и торгового партнера континента. Прямые инвестиции КНР в Африку увеличились с $490 млн до $43,4 млрд, а объем торговли достиг $254 млрд, Пекин обеспечивает 16% всего импорта продукции обрабатывающей промышленности континента.

Федерико Доннелли, профессор итальянского университета Триеста и автор книги «Турция в Африке», считает, что говорить о турецко-китайской конкуренции на континенте пока рано. По его словам: «Турция – восходящая средняя держава в многополярной международной системе, но еще слишком рано рассматривать ее как способную конкурировать в Африке с Китаем и изменить правила игры».

Соглашаясь с Доннелли, Мехмет Озкан, профессор Университета национальной обороны в Стамбуле, считает, что Турция не в состоянии конкурировать с Китаем: «Во-первых, экономические ресурсы КНР больше, чем у Турции. Во-вторых, политика Анкары в регионе заключается в том, чтобы не вступать в конкуренцию с какими-либо другими игроками».

Озкан утверждает, что «чистая история Турции на континенте делает ее популярным торговым партнером в свете опасений африканцев, что отношения с Китаем с его долгосрочными кредитами и соглашениями о природных ресурсах могут превратиться в неоколониализм. Культурные же и религиозные связи Турции, а также ее упор на прямое и равноправное сотрудничество дают Анкаре более надежное положение и обещают беспроигрышную ситуацию».

Ряд экспертов отмечают и тот факт, что жесткая политика Пекина в борьбе с пандемией коронавируса и последовавшие за ней сбои в цепочке поставок открыли возможности для турецких компаний. По их мнению: «Несмотря на то, что КНР, несомненно, является крупнейшим игроком в Африке, эпидемия вынудила Китай пересмотреть свои инвестиционные планы на континенте, что создало пустоты, особенно в секторе инфраструктуры, которые Турция пытается заполнить».

Tags: 

Comments are closed.