Дипломатические плюсы и минусы разновекторной политики ОАЭ

Опубликовано: 17.03.2023

Абу-Даби и Рим объявили о повышении уровня своих отношений до стратегического партнерства с упором на области энергетики и обороны. Об этом было заявлено во время встречи президента ОАЭ Бен Заеда и премьер-министра Италии Дж. Мелони во дворце «Аль-Шати» в Абу-Даби…

В чем заключаются цели Италии?

Соглашение заключено в контексте усилий Рима по расширению своих стратегических отношений в регионах Средиземноморья и Ближнего Востока, основанных на обеспечении поставок энергоносителей, с одной стороны, и миграционного вопроса, с другой стороны.

С момента вступления в должность Мелони в конце 2022 г. новым премьером был совершен ряд визитов в страны Северной Африки и Ближнего Востока, направленные в т.ч. на сотрудничество в области энергетики. Так, в январе 2023-го Италия подписала с Ливией газовое соглашение на $8 млрд.

В свою очередь, итальянский нефтегазовый гигант Eni подписал несколько договоров с Алжиром, чтобы увеличить экспорт алжирского газа в Италию. В добавление к этому компания продолжает увеличивать импорт сжиженного природного газа (СПГ) из Египта.

В краткосрочной перспективе Рим стремится избавиться от импорта российского газа, а в среднесрочной – экспортировать излишки импорта в Европу и стать центром газоснабжения континента, что даст итальянцам экономическое и геополитическое влияние на ЕС.

Другой важной темой в повестке дня правительства Мелони является миграционный вопрос. Мелони, первая женщина-премьер Италии, возглавляет коалицию «правых», в целом враждебно настроенную по отношению к мигрантам. В этом контексте иммиграционное досье, или, точнее, предотвращение нелегальной миграции, находится среди приоритетов нового кабмина.

На этом фоне Рим надеется, что итальянско-эмиратское сближение приведет к более тесному сотрудничеству по Ливии. Тем более, что между двумя сторонами существует относительное согласие в отношении ливийского кризиса после того, как в последние месяцы в политике Эмиратов произошли некоторые сдвиги.

Это проявилось в посреднической роли, которую Абу-Даби стал играть между главой «Ливийской национальной армии» (ЛНА) генералом Х. Хафтаром и главой правительства в Триполи А. Дибейбой, и в попытках установить договоренности о разделении власти между этими двумя силами.

Каковы интересы ОАЭ?

Со стороны Эмиратов сближение с Италией соответствует целям Абу-Даби по диверсификации своего регионального и международного партнерства. С конца 2019 года в рамках усилий Бен Заеда внешняя политика страны направлена на устранение проблем и создание небольших и разнообразных союзов, основанных на сочетании интересов коммерческих, экономических и в области безопасности.

В частности, эта политика включает: всеобъемлющее соглашение об экономическом партнерстве с Индией, Израилем и Турцией; трехстороннее сотрудничество между ОАЭ, Францией и Индией; а до этого формирование четырехстороннего союза между Абу-Даби, Вашингтоном, Нью-Дели и Тель-Авивом (I2U2).

Стратегия работы с несколькими избранными партнерами дает Эмиратам возможность ускорить масштабные инвестиции в торговые, логистические, инфраструктурные и энергетические проекты.

Такой политикой, ориентированной на экономику и различные партнерства, ОАЭ не только стремятся максимизировать свою роль регионального центра торговли и инфраструктуры, но, что более важно, Абу-Даби желает, особенно в контексте региональной экономической конкуренции с Саудовской Аравией, превратиться в опорную страну, связывающую поставки и цепочки поставок между континентами.

Дипломатические сложности

Американские эксперты не так давно опубликовали анализ под названием «Эскалация региональной напряженности подчеркивает сбалансированность работы ОАЭ». Там отслеживается, как растущая многополярность в мире позволяет Абу-Даби работать с разными сторонами во многих конфликтах.

К примеру, углубляя свои отношения с Израилем, ОАЭ смогли избежать давления Вашингтона с целью размежевания с Ираном, Россией и другими странами, которые США стремятся изолировать. Однако с ростом напряженности между Тель-Авивом, Тегераном и Палестиной, часть экспертов полагает, что усилия Абу-Даби по поиску срединного пути могут столкнуться с растущими и очень сложными проблемами.

Впрочем, сами власти ОАЭ, по всей видимости, полны решимости идти выбранным путем. По крайней мере, последнее решение Абу-Даби заморозить все оборонные соглашения с Израилем из-за политики «ультраправого» правительства Б. Нетаньяху в отношении палестинцев дает все основания сделать именно такой вывод…

Muslim Politic по материалам арабской прессы

Tags: 

Comments are closed.