Почему Оман открыл свое воздушное пространство для израильских самолетов?

Опубликовано: 13.03.2023

В конце февраля Управление гражданской авиации Омана открыло свое воздушное пространство для всех самолетов, которые отвечают условиям, регулирующим воздушный транзит, что позволило израильским авиакомпаниям использовать оманское небо.

Этот шаг, как отмечает Asbab, побудил специалистов задаться вопросом о причинах, побудивших Маскат принять данное решение?

Управление гражданской авиации Омана заявило, что решение об открытии воздушного пространства происходит в рамках приверженности Чикагскому договору 1944 г. и недискриминации гражданских самолетов стран Международной организации гражданской авиации.

В свою очередь, министр иностранных дел Израиля Эли Коэн поблагодарил султана Хайсама бин Тарика и указал на то, что данный шаг сократит маршрут в Азию, снизит расходы и повысит конкурентоспособность израильских авиакомпаний.

Что примечательно, в тот же день начался первый раунд стратегического диалога между Маскатом и Вашингтоном. На полях состоявшихся встреч был подписан меморандум о взаимопонимании с Экспортно-импортным банком США «Эксим» о предоставлении финансовых средств для создания промышленных проектов. Они включили в себя оборудование беспроводной связи, сети пятого поколения, биотехнологии, возобновляемые источники энергии, развитие сельского хозяйства. Также меморандум включил предварительный план предоставления кредитов и гарантий для финансирования американского экспорта в Оман.

Очевидно, что в центре длившихся несколько месяцев переговоров стояла администрация Джозефа Байдена, которая, по всей видимости, и пролоббировала открытие воздушного пространства для израильских самолетов. Не случайно глава МИД Израиля поблагодарил президента США и его министра иностранных дел.

Впрочем, вопрос о расширении т.н. «Аврамовых соглашений» стал устоявшейся американской политикой, не связанной с личностью главы Белого дома. Разница между администрацией Байдена и Трампа отличается разве что подходом к реализации этой политики, а не степенью приверженности ей.

Свидетельством этого является то, что публичные разногласия между администрацией Байдена и нынешним правительством Нетаньяху по поводу самых крайних в истории Израиля действий в отношении палестинцев не помешали Вашингтону продолжать предлагать свои «соблазны» для содействия сближению арабо-мусульманских стран с Тель-Авивом.

Что касается оманской стороны, то шаг Омана не стал неожиданностью, поскольку Маскат стремится вести разновекторную политику. Так, недавно оманская столица приняла министра иностранных дел Ирана и президента Сирии Башара Асада. Все это является сигналом о том, что султанат придерживается своего исторического подхода, основанного на отказе от политики участия в региональной геополитической конкуренции.

Нет сомнений, что Тегеран, конечно, будет недоволен присутствием израильских самолетов так близко к своему воздушному пространству, но едва ли иранцы предпримут что-либо в ответ в свете отношений с Оманом.

С другой стороны, открытие воздушного пространства укрепляет отношения Израиля с его арабским окружением и согласуется с шагами по интеграции израильтян в региональную систему посредством экономики и области безопасности стратегического характера, не будучи связанным с решением палестинского вопроса.

В этом контексте сближение Тель-Авива с арабскими странами переживает беспрецедентный прогресс, переопределяя отношения от простой нормализации и тайных связей к союзу в области экономики и безопасности стратегического характера.

Это может открыть путь Израилю стать ключевым региональным игроком, основываясь на поддержке, которую он получает от Соединенных Штатов, гарантирующих ему военное превосходство в регионе в дополнение к технологическому превосходству и опыту в области безопасности, из чего некоторые страны региона надеются извлечь выгоду.

Однако, несмотря на усилия Белого дома и таких государств как Иордания и Египет по разрядке опасной напряженности, возникшей из-за действий правительства Нетаньяху против палестинцев, шансы на успех этих усилий невелики, и итоги встречи в иорданском г. Акаба не кажутся многообещающими.

Comments are closed.