Саудовская Аравия
Эр-Рияд объявил о решении присоединиться к Шанхайской организации сотрудничества «в знак установления долгосрочных отношений с Пекином». При этом было заявлено: «Мы, конечно, надеемся, что не будем вовлечены в какую-либо конкуренцию или конфликт между двумя сверхдержавами. Мы не сверхдержава, но мы важный игрок в регионе и мировой экономике».
Вообще, в последнее время саудовцы развили активную дипломатическую деятельность. Возобновление дипотношений с Ираном и дипломатические инициативы в отношении Сирии являются частью переоценки королевством своих геостратегических интересов для достижения трех целей: региональной стабильности, усиления регионального и международного влияния и продолжения экспорта нефти.
Так, способствовав возвращению САР в Лигу арабских государств, Эр-Рияд намерен достичь ряда внутренних и внешних целей. Эксперты Университета Сунь Ятсена в Китае и вовсе полагают, что после долгих лет лидерства Египта в ЛАГ Бен Салман хочет, чтобы именно его страна стала «арабским центром принятия решений».
На недавнем арабском саммите в Джидде была отмечена роль королевства как растущей дипломатической державы. Согласно анализу, саудовское движение, направленное на прекращение изоляции Сирии и мобилизацию усилий для урегулирования конфликтов в Судане и Украине, проливает свет на то, как КСА использовало саммит арабских государств для повышения своего имиджа в качестве «важного элемента в достижении мира во всем мире».
Обо всем этом пишут западные и израильские эксперты. При этом в Израиле считают, что «ничто из перечисленного не повлияет отрицательно ни на отношения саудовцев с США, ни на их негласные связи с Израилем, поскольку саудовцы полностью осознают важность роли США как основного поставщика оружия и гаранта безопасности».
Однако в то же время Эр-Рияд работает и над укреплением отношений с Китаем, лидер которого стал для саудовского кронпринца «новым Трампом». Эр-Рияд экспортирует в КНР четверть своей годовой добычи нефти. При этом на новые геостратегические расчеты КСА могут прямо или косвенно повлиять и украинский конфликт, и растущая напряженность между США и Китаем и продолжающийся израильско-палестинский конфликт.
Не случайно Бен Салман лично координировал присутствие украинского президента В. Зеленского на саммите ЛАГ. Цель Эр-Рияда здесь очевидна – подтвердить роль посредника в украинско-российском конфликте. Уже после саммита саудовцы (правда, вместе с США) объявили и о намерении стать посредниками в прекращении огня в Судане. К этому же можно добавить и восстановление отношений с Канадой, а также попытки примирить между собой Алжир и Марокко.
Как отмечают эксперты, независимо от эффективности дипломатических усилий саудовских властей в файлах Украины, Судана и Сирии, они подтверждают переход королевства от позиции «решительной военной силы» к осторожному прагматизму и экономической независимости.
Geopolitic Futures в связи с этим пишет, что Эр-Рияд не может создать эффективную армию (это стало очевидным после войны в Йемене) и сильную экономику, т.к. этому мешают «трайбализм и одержимость саудовской королевской семьи выживанием режима».
По мнению аналитиков, «для успеха плана “Vision – 2030” саудовское общество должно соответствовать требованиям современности. Существует прочная связь между созданием современной армии и развитием сильной экономики, поскольку навыки, необходимые для развития современного, экономически продуктивного общества, также необходимы и для создания компетентной армии. В Саудовской Аравии же нет ни того, ни другого».
Эксперты напомнили цитату сенатора Л. Грэма, который еще в 2018 г., отмечая «слабость» саудовских ВС и их зависимость от американцев, заявил буквально следующее: «Если бы не США, они бы заговорили на фарси примерно через неделю». Зависимость от европейцев в вопросе оружия, безусловно, тоже имеет место быть.
Возможно, что Эр-Рияд хотел сделать ставку на ядерную сферу, в чем ему хотели помочь и некоторые сенаторы. Однако, как утверждает Bloomberg, «планы саудовцев достичь статуса ядерного игрока близки к провалу». Согласно агентству, «усилия КСА стать мировым поставщиком урана и развить свою ядерную программу не увенчались успехом, поскольку каких-либо значительных месторождений тяжелого металла найдено не было».
Йемен
В Йемене впервые за годы конфликта появилась возможность урегулирования после того, как контролируемую «хуситами» Сану посетила саудовско-оманская делегация.
Несмотря на оптимизм и снижение уровня насилия, ситуация в Йемене продолжает оставаться сложной. Тем более, что переговоры оказались на перепутье, что может быть вызвано американским давлением».
К тому же, на юге страны положение также остается неопределенным. Эксперты полагают, что даже в случае окончания войны на севере (с просаудовскими силами), неизбежно столкновение между «хуситами» и поддерживаемыми ОАЭ южными сепаратистами (ЮПС), причем не только на юге, но и на западном побережье, где находятся отряды, желающие определенной степени автономии.
ЮПС уже объявил о стремлении «восстановить свое полностью суверенное государство», назвав это «стратегической целью, от которой он не отступит ни при каких обстоятельствах».
Предполагается несколько сценариев развития ситуации, среди которых:
а) «хуситы» и просаудовский Президентский совет договариваются о формировании переходного правительства для разделения власти между, при этом южане отказываются присоединиться к соглашению (кстати, СМИ пишут о лоббистской компании ЮПС в США в противовес саудовцам);
б) южане присоединяются к соглашению, но при условии, что саудовцам удастся убедить ОАЭ в ценности договора (в данном случае сделка может вызвать недовольство на юге, что приведет к новым волнениям и, возможно, к вспышке конфликта).
Тем временем «хуситы» объявили о подписании меморандума о взаимопонимании с китайской компанией об инвестировании в разведку нефти. Это первый случай, когда правительство повстанцев подписывает договор с иностранной стороной с момента установления ими контроля над Саной в сентябре 2014 г.
ОАЭ
На Западе все больше задаются вопросом, выпадут ли Эмираты из орбиты влияния США. Forbes предупреждает о возможности ухудшения отношений, подобно тому, что произошло с Саудовской Аравией. При этом американцы не хотят такого развития событий, поскольку ОАЭ занимают иную позицию в отношениях с союзниками Вашингтона, в частности, с Израилем.
Что еще более важно, Абу-Даби является 4-м по величине получателем американского оружия после КСА, Австралии и Южной Кореи. В целом, с 2009 г. Эмираты стали экспортным рынком номер один для американских товаров на Ближнем Востоке. Несмотря на это, ОАЭ больше не считают США и Запад «идеальной моделью».
Более того, согласно утечкам из Пентагона, Китай возобновил строительство военной базы в Абу-Даби. В добавление к этому Эмираты решили выйти из морской коалиции, которая возглавляется Вашингтоном.
Al-Monitor пишет, что ОАЭ расширяют свою торговлю с Африкой, имея хорошие возможности для экспорта, благодаря развитой логистической отрасли. Со своей стороны, Le Monde сообщает, что эмиратцы укрепляют влияние вдоль Красного моря и Индийского океана посредством двух крупных компаний – “DP World” и “Abu Dhabi Ports”.
СМИ продолжают обсуждать назначение старшего сына президента ОАЭ наследным принцем Абу-Даби, называя это «укреплением власти», чтобы противостоять более широким региональным вызовам, в т.ч. конкуренции со стороны КСА, с лидером которого продолжают сохраняться разногласия.
На этом фоне Эмираты начинают формировать новые региональные альянсы. Одним из них стал экономический союз, в который планируют войти ОАЭ, Бахрейн, Египет и Иордания. Помимо этого Абу-Даби совместно с США, Индией и Израилем (группа I2U2) пытаются создать «совместный деловой альянс».
Катар
В Катаре закрыли филиал компании “Al Dahra Internaional” после того, как ряд ее сотрудников были обвинены в шпионаже в пользу Израиля. “Al Dahra” – частная индийская компания, предоставляющая обучение и другие услуги ВС и службам безопасности.
Ранее СМИ сообщали об аресте 8 бывших офицеров ВМС Индии. Они были задействованы в сверхсекретном проекте по созданию мини-подлодок на основе итальянской технологии малозаметности. Подсудимым грозит смертный приговор.
Катар и Германия подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы начать стратегический диалог для обсуждения энергетических вопросов. Накануне страна возглавила составленный британским FDI Intelligence список лучших направлений для привлечения прямых иностранных инвестиций на 2023 год.
Премьер-министр и глава МИД Катара провел в Кандагаре переговоры с главой временного афганского правительства. Стороны обсудили способы поддержки Афганистана для смягчения последствий его текущих кризисов, особенно на гуманитарном и экономическом уровнях. В мае в Дохе прошла международная встреча по Афганистану под председательством генсека ООН и с участием 21 страны, а также ЕС, ОИС и ШОС.
А вот с Сирией восстанавливать отношения Катар не хочет «до тех пор, пока не будет найдено всеобъемлющее решение, которое удовлетворит чаяния сирийского народа». Хотя после возвращения Дамаска в ЛАГ было отмечено, что Доха «поддерживает арабский консенсус в целом».
В отличие от САР посольства в ОАЭ и Бахрейне должны скоро открыться, а Qatar Airways объявила о возобновлении прямых рейсов в Манаму. В свою очередь, бахрейнская авиакомпания Gulf Air начала выполнять прямые рейсы в Доху.
Бахрейн
Манама планирует получить $1,8 млрд от трех стран Персидского залива для поддержки 30 проектов развития. Несмотря на некоторое восстановление экономики на фоне роста нефтяных цен бахрейнская экономика все еще слаба. Так, дефицит торгового баланса к началу года увеличился на 570% в годовом исчислении.
Результаты опроса общественного мнения в Бахрейне показали большую народную поддержку России. Опрос был проведен в марте и апреле независимой региональной исследовательской компанией по заказу Вашингтонского института. Жители страны характеризуют РФ как «друга» (20%), «партнера в сфере безопасности» (34%) или «экономического партнера» (41%). Три четверти бахрейнцев согласны (по крайней мере, «в какой-то степени») с тем, что «лучшим исходом» в конфликте с Украиной была бы «победа России, включая присоединение к РФ обширных украинских территорий».
Для сравнения США, по мнению бахрейнцев, не так хороши: 12% считают американцев другом, 26% – партнером в сфере безопасности, 34% – экономическим партнером. 7% назвали Вашингтон «соперником», а 18% – «врагом».
Тем временем, в стране продолжается «игра престолов»: кронпринц и премьер-министр страны Салман Аль Халифа ужесточает контроль над госаппаратом в попытке противостоять усиливающемуся влиянию своего сводного брата Насера. Как пишет Intelligence Online: «За кулисами тесные отношения между королем и его любимым сыном Насером способствовали возвышению последнего, но Салман остается бесспорным главой разведывательного аппарата и имеет влияние на Высший совет обороны и контроль над политическими делами королевства».
После волны недовольства в стране отменили решение минобразования об изменениях в образовательных программах. Изменения касались биографии Пророка Мухаммеда (мир ему); карт, относящихся к Палестине и Иерусалиму; также речь шла об удалении определенных хадисов, чтобы это не оказывало влияние на сближение с Израилем.
Из других новостей можно отметить заключение контракта с голландской консалтинговой компанией на $1,437 млрд в целях проведения исследования для проекта нового аэропорта в столице, который должен заменить нынешний международный аэропорт в Манаме.
Кувейт
В Кувейте случился очередной политический кризис – кронпринц Мишаль Аль Сабах объявил о роспуске парламента, который недавно был восстановлен на основании постановления Конституционного суда. Новые выборы должны пройти 6 июня.
Это событие случилось вскоре после того, как новое правительство во главе с Ахмедом Аль Сабахом принесло присягу. До этого власти подверглись беспрецедентной критике со стороны экс-спикера парламента Марзука аль-Ганима за задержку формирования кабмина и неявку министров на заседания парламента.
Эксперты отмечают, что «старый новый кризис» связан с тем, что главная ставка премьера сделана на новые отношения с исламской и племенной оппозицией. Кризис происходит на фоне перетасовки карт в альянсах между центрами власти. К примеру, экс-спикер обвиняет премьера в союзе с оппозицией, в частности, с движением «ихванов».
Кстати, Ахмед, сын нынешнего эмира Навафа Аль Сабаха, считается одним из главных кандидатов на то, чтобы стать первым наследником из «нового поколения сыновей» после кронпринца Мишаля.
Важным событием стало подписание кувейтянами меморандума о взаимопонимании с ШОС. Власти объявили о том, что присоединение к организации в качестве «партнера по диалогу» является первым шагом к полноправному членству.
Оман
Рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз по рейтингу Омана на «позитивный», подтвердив его на уровне «BB». Агентство Standard & Poor’s также изменило прогноз для султаната на «позитивный», отметив способность властей провести бюджетные реформы. А согласно Всемирному банку, Оман, наряду с Египтом, скорее всего станет лидером роста экономик на Ближнем Востоке.
Оманские власти заявили, что общий объем иностранных инвестиций в страну вырос до $51 млрд. Самый большой объем прямых иностранных инвестиций ($36,8 млрд) составили вклады в добычу нефти и газа, а список инвесторов возглавляет Великобритания.
Султан Хайсам бин Тарик совершил два визита – в Египет и Иран. В Каире стороны обсудили пути укрепления двусторонних отношений, а также провели консультации по региональным и международным вопросам. После этого султан прилетел в Тегеран, передав при этом иранцам послание, касающееся нормализации отношений с АРЕ.
Американские эксперты считают, что оманский лидер идет по стопам своего предшественника, сохраняя позиции Омана в качестве регионального и международного посредника без ущерба в отношениях с различными сторонами. В подтверждение этих слов Маскат объявил об успехе в посредничестве между Ираном и Бельгией по освобождению граждан двух стран.
Али Алиев, политический обозреватель портала