Дипломатические отношения на всем Ближнем Востоке, в Северной Африке и арабском мире в целом за последние годы значительно улучшились благодаря процессам сближения. Однако существуют риски, которые могут подорвать этот процесс…
Продолжающееся сближение в регионе частично подвергается сомнению из-за слабой приверженности Соединенных Штатов региону в свете растущей конкуренции Вашингтона с Китаем и Россией. И это в дополнение к желанию создать инвестиционные и торговые возможности во времена глобальной экономической неопределенности.
Но, несмотря на растущий экономический прагматизм региона и согласованные приоритеты в области безопасности, движущие силы соперничества сохраняются. Это означает, что ситуация будет колебаться по мере изменения динамики локальных и региональных конфликтов, а также местных и глобальных экономических условий.
Потенциальные выгоды от инвестиций и торговли привели арабские страны к сближению с Израилем. При этом риски, которые могут повернуть вспять или замедлить данную тенденцию, включают:
— резкую эскалацию военной активности Тель-Авива против палестинцев или резкую эскалацию военной активности палестинцев против израильтян; оба эти варианта возможны в нынешних условиях;
— региональное сближение может замедлить и серьезный коллапс в американо-израильских отношениях, поскольку Соединенные Штаты больше не будут предоставлять гарантии безопасности арабским странам в обмен на их сближение с Израилем.
***
Весной 2023 года глава Сирии Башар Асад впервые с 2011 года принял участие в прошедшем в Саудовской Аравии саммите лидеров «Лиги арабских государств». Однако массовое усиление военных кампаний сирийского правительства против вооруженных группировок может привести к снижению темпов нормализации.
Это связано с тем, что эскалация боевых действий угрожает безопасности других, прежде всего, соседних стран и наносит ущерб репутации тех государств, которые способствовали возвращению САР в ЛАГ.
Что касается взаимоотношений между Саудовской Аравией и Ираном, то риски, которые могут повернуть начавшееся сближение вспять, включают:
— эскалацию насилия на одном из театров, включая Йемен, Ливан и Ирак, поскольку у Эр-Рияда и Тегерана есть конкурирующие интересы;
— резкое усиление ядерного потенциала Ирана, которое пошатнет уверенность КСА в том, что ее безопасность гарантирована за счет сближения, и, вероятно, подтолкнет саудовцев к укреплению отношений с американцами за счет иранцев.
***
В отношениях между Турцией и арабским миром тоже существуют свои риски. После «Арабской весны» крах авторитарных режимов в таких странах как Египет и Тунис, предоставил Анкаре возможность расширить свою политическую власть в регионе за счет поддержки таких как движений как «Братья-мусульмане» (запрещенная в России организация).
Финансируемые турецкими властями СМИ способствовали распространению влияния этих групп на региональном уровне, что привело к обострению отношений Анкары с некоторыми из самых могущественных стран Ближнего Востока и Северной Африки, включая Саудовскую Аравию, ОАЭ и Египет.
Однако после финансового кризиса в 2019 году Турция начала изгонять некоторых «ихвановских» активистов и их средства массовой информации, чтобы успокоить богатые аравийские монархии в надежде получить необходимые иностранные инвестиции.
В период с 17 по 19 июля президент Турции Реджеп Эрдоган совершил турне по государствам Персидского залива, куда вошли Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар, в ходе которого ему удалось получить инвестиции на десятки миллиардов долларов.
И все же есть риски, которые могут обратить вспять и эту тенденцию. Среди них:
— возвращение Турции к поддержке «политического ислама» и/или «ихвановских» средств массовой информации в регионе, что возможно в рамках попытки Эрдогана заручиться поддержкой своих более консервативных сторонников.
По материалам аналитического центра Stratfor