Франция и Великобритания стремятся укрепить свое присутствие в районе Персидского залива в качестве ключевых гарантов и партнеров по безопасности, используя военное сотрудничество и продажу оружия в качестве дипломатических инструментов для усиления своего регионального влияния.
Не так давно Франция вела переговоры с Катаром, которые были в значительной степени направлены на укрепление франко-катарского стратегического партнерства на основе дипломатического, оперативного и промышленного сотрудничества. И это не случайно, ведь ранее Париж в соответствии с подписанными в 2015 и 2017 годах соглашениями уже продал Дохе 36 многоцелевых боевых самолетов Rafale. И теперь французы надеются предоставить катарцам еще больше техники.
Другим государством, которым интересуется Франция, является Саудовская Аравия. Особенно после того, как в июне президент Эмманюэль Макрон принял наследного принца Бен Салмана. Париж стал важным поставщиком оружия Эр-Рияду: согласно данным французского Министерства вооруженных сил, в 2021 году объем продаж составил около 780 млн евро.
Макрон надеется воспользоваться зарождающимися оборонными и дипломатическими связями своего правительства с кронпринцем, чтобы активизировать двусторонние инвестиционные отношения, одновременно укрепляя оборонные устремления Парижа на региональном уровне.
***
На фоне этого укрепление своих отношений с членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) продолжает наращивать и Великобритания. Так, в начале августа глава МИД страны Джеймс Клеверли отправился в трехдневную поездку по Ближнему Востоку с остановками в Катаре, Кувейте и Иордании с целью укрепить связи со своими региональными союзниками.
После выхода из Европейского союза Лондон стремится укрепить отношения со странами Персидского залива, уделяя особое внимание торговле. В 2022 году британский МИД оценил увеличение двусторонней торговли с Катаром и Кувейтом в районе 18,1 млрд фунтов.
Рост участия Франции и Великобритании в делах ССАГПЗ происходит в контексте растущего ухода США с Ближнего Востока, поскольку администрация Белого дома все больше внимания уделяет Украине и Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР).
В результате союзники по НАТО стремятся диверсифицировать свои партнерские отношения за пределами Вашингтона, усиливая тем самым конкуренцию за контракты на поставки оружия и экономические связи.
***
Париж стремится позиционировать себя в качестве альтернативы Соединенным Штатам, используя то, что часто называют дипломатией «третьего пути», поскольку продажа оружия становится все более важным компонентом политики в районе Персидского залива.
Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в 2022 году Франция обогнала Россию и стала вторым по величине экспортером оружия в мире, а Великобритания заняла шестое место.
И хотя Париж традиционно укрепляет свое влияние вокруг ОАЭ, где имеется крупная французская военно-морская база, недавние попытки наладить партнерские отношения с Катаром и Саудовской Аравией указывают на более объемлющий стратегический подход.
Помимо продажи оружия, Франция стремится укрепить и свою роль гаранта безопасности в регионе, о чем свидетельствует углубление партнерства с Эмиратами. В феврале 2022-го французы наладили с Абу-Даби партнерство в области безопасности, предоставив дополнительную военную поддержку и защиту воздушного пространства.
При этом правительство Макрона явно стремится к более последовательному дипломатическому видению региона, нежели британцы, усилия которых в основном направлены на укрепление своих традиционных торговых связей и укрепление регионального порядка, возглавляемого США.
Однако Париж все еще сталкивается с препятствиями в своей военной дипломатии из-за жесткой конкуренции со стороны глобальных и региональных держав, таких как Китай и Россия.
***
Что касается Великобритании, то она традиционно считает себя «второй иностранной державой в регионе с военным присутствием, уступающим только США». Однако, поскольку и Париж, и Лондон имеют относительно равный вес, действия Франции направлены на то, чтобы позиционировать себя в качестве ведущего европейского партнера на региональном уровне.
Соединенное Королевство мотивом своего участия в делах ССАГПЗ называет безопасность. При этом в планах по обновлению британской внешней политики в 2023 году подчеркивается необходимость поддержки международного порядка, возглавляемого Соединенными Штатами. Также там содержится призыв к союзникам Вашингтона «увеличить свой коллективный вклад в разделение бремени в Евро-Атлантике и в геополитических горячих точках, включая район Персидского залива».
В конце 2022 года Лондон укрепил отношения с Эр-Риядом, установив оборонное партнерство, направленное на «укрепление региональной безопасности и стабильности». Опираясь на эту основу, последующая встреча министров обороны Саудовской Аравии и Великобритании в марте 2023-го привела к заключению соглашения об изучении совместных усилий в области боевой авиации и потенциальных промышленных проектов.
***
Несмотря на отдельные дипломатические усилия, и Париж, и Лондон полагаются на партнерские отношения с Вашингтоном в региональном морском патрулировании, например, в Ормузском проливе.
Но после Brexit и отсутствия единой внешней политики ЕС в Персидском заливе как Франции, так и Великобритании придется согласиться на меньшую роль в регионе, поскольку они конкурируют за инвестиции и экономические отношения с другими глобальными и региональными игроками во все более конкурентной среде.
Muslim Politic по материалам Al-Monitor