Семь месяцев непрерывной войны в Судане привели к гибели тысяч людей и перемещению миллионов внутри страны и в соседние государства, а также сделали возможность раскола непосредственной угрозой для страны, которая и без того страдала от раздробленности, пишут арабские СМИ.
Эксперты опасаются, что в Судане повторится «ливийский сценарий», имея в виду хаос, царящий у северо-западного соседа суданцев, где за власть борются два правительства при поддержке внешних сил.
На данный момент ситуация в Судане такова, что «Силы быстрого реагирования» поддержки» во главе с М. Хамедти взяли под свой контроль ряд районов Хартума и добились значительного прогресса в Дарфуре (запад страны).
Что же касается правительства и руководителей армии, то они укрылись в г. Порт-Судан с видом на Красное море на востоке страны, который ранее оставался вдали от боев. Пока армия сражается по всему Судану, ее лидер А. Бурхан и его правительство сделали этот город своей штаб-квартирой.
Это усиливает опасения по поводу разделения страны, тем более, что ни одна из сторон, похоже, не готова идти на уступки за столом переговоров, и ни одна из них не добилась решительного прогресса на местах за отдельными исключениями.
В результате многочисленных переговорных раундов удалось лишь добиться временного прекращения боевых действий, которые быстро возобновились, как только сроки перемирия истекли. Состоявшийся в начале ноября новый раунд переговоров в Джидде (под контролем США и КСА) к какому-либо прорыву не привел.
Провал многочисленных международных посредничеств вызывает опасения, что сохранение такой ситуации в течение длительного периода приведет к разделу Судана. Усугубляет социальные разногласия растущая волна вооружения гражданского населения. ООН уже предупредила, что насилие в Судане достигло стадии «абсолютного зла», и выразила обеспокоенность происходящим, в частности, нападениями на этнической почве в Дарфуре.
Как отмечают аналитики, неспособность достичь политического решения может привести к ситуации, аналогичной положению в Ливии, с наличием более чем одного правительства, ни одно из которых не обладает реальной эффективностью и не признано на широком международном уровне.
И хотя Хамедти способен опираться на таких могущественных союзников как ОАЭ, Бурхан сохранил свою позицию фактического главы государства на международных форумах и участвует в заседаниях ООН и Лиги арабских государств.
Некоторые эксперты полагают, что значительный прогресс, достигнутый СБР в Дарфуре, дает им сравнительное преимущество, позволяя перемещаться в пределах своих баз. Это связано с тем, что вооруженные арабские группировки, известные как «джанджавид», составляют основу «Сил быстрого реагирования». Именно они проводили политику «выжженной земли» в Дарфуре в интересах экс-президента Омара аль-Башира, причем под руководством Хамедти.
Однако, по словам военных экспертов, несмотря на наступление СБР в Дарфуре, шансы какой-либо стороны на решительную военную победу кажутся небольшими. Ведь даже если армия сможет восстановить контроль над Хартумом, что является сложной задачей, с логистической точки зрения будет очень сложно справиться с восстановлением порядка в Дарфуре.