В Лондоне, на Лестер-сквер состоялся Международный мусульманский кинофестиваль (Muslim International Film Festival). Организаторы кинофорума понимают картину мира и те социальные и политические проблемы, искусственно создаваемые против мусульманского населения планеты.
Один из организаторов Мусульманского кинофестиваля – актёр, сценарист и исполнительный продюсер Саджид Варда (Sajid Varda) на открытии пояснил концепцию фестиваля:
«Мы ставили целью возродить мусульманскую художественную идентичность в мире, в частности, на Западе, поскольку такие привычные в мусульманской среде понятия как “ислам”, “Аллаху акбар”, часто демонизируются».
Варда отметил, что в СМИ любят использовать ислам и мусульман в заголовках как способ нагнетания страха, разделения сообществ. Фестиваль призван вернуть мусульманам ту идентичность, которую у них отняли.
Актёр задается вопросом: «Как нам разрушить эти барьеры, как показать себя другим сообществам, с которыми мы взаимодействуем ежедневно?».
Этот и подобные ему вопросы и привели неравнодушных деятелей мусульманского кино к идее проведения Международного фестиваля мусульманского кино. Культурный перфоманс поддержала британская благотворительная организация UK Muslim Film.
Варда пояснил аудитории задачу кинофорума: «Мы хотим иметь возможность показать лучшее из того, что мы делаем как религиозное сообщество, как мировое религиозное сообщество, как сообщество блестящих режиссерских талантов, которые вносят свой вклад в развитие кинематографа и рассказывают прекрасные истории».
Что было показано?
Программа фестиваля стартовала еще весной, чтобы до его открытия члены жюри могли ознакомиться с отобранными кинолентами: восемь полнометражных фильмов, часть из них ранее демонстрировалась на престижных кинофестивалях.
МIFF открыл фильм «Гончие» – драма марокканского сценариста и режиссера Камаля Лазрака, повествование об отце и сыне, попытка разобраться в преступном мире Касабланки. Координатор фестиваля Рахила Сулеман так описала эту ленту:
«Захватывающее изображение веры, морали и выживания, герои преодолевает сложные этические проблемы. Способность сделать выбор в преступном мире, полном искушений и моральной двусмысленности».
Научно-фантастическая британская картина «Раскаты неба». Захватывающий сюжет, в котором английский актер Фараз Аюб играет работника ночной смены станции техобслуживания на автомагистрали, где неожиданно сталкивается со странными явлениями, имеющими внеземное происхождение.
В программу кинофорума вошёл и дебютный фильм Мухаммада Кордофани «Прощай, Джулия». Остросюжетная драма, которая разворачивается в канун разделения Судана на Северный и Южный. В 2023 г. картина была показана на Каннском фестивале в номинации «Особый взгляд».
Отдельно стоит отметить дебютную картину иорданского режиссёра Аль Рашида «Инша Аллах, мальчик», ставшей официальной заявкой Иордании на «Оскар».
Главная героиня фильма Наваль – мать, простая домохозяйка, после смерти мужа сталкивается с действием закона о наследстве, согласно которому всё её имущество переходит родственникам мужа лишь потому, что в семье героини не осталось мужчин. Единственное, что может помочь ей – наследник-мальчик, и тогда овдовевшая мать, чтобы защитить дочь и дом, решается соврать, что она беременна и ждет сына.
Проблема сублимируется как социальная, а не религиозная. Помимо Иордании, в производстве картины приняли участие такие государства как Саудовская Аравия, Катар, Египет и Франция.
Иранская лента «Пустые сети» режиссёра и сценариста Бехруза Карамизаде повествует об актуальной экологической проблеме, посвященной браконьерской добыче черной икры.
Также были показаны и две короткометражные картины под названием «Расплата сердец» и «Эхо сопротивления».
Завершился фестиваль показом фильма «Перед камерой» режиссёра Наккаша Халида о состоянии британской индустрии искусств. Сценарий фильма основан на опыте молодого азиатского актера Адена (Набхаан Ризван), который на работе перевоплощается в «чистый лист». Премьера ленты состоялась в 2023 г. на фестивале в Карловых Варах (Чехия).
Итоги
В рамках программы кинофестиваля были разыграны награды за лучший полнометражный и короткометражный фильмы, вручена премия «Первопроходец» для тех, кто внес инновационный вклад в индустрию кино. В панельных дискуссиях мусульманского кинофорума участие приняли представители ВВС («Британская вещательная корпорация»), BFI («Британский институт кино») и американской компании Netflix.
Главный приз в категории «лучший игровой фильм» получила картина «Инша Аллах, мальчик». Почетная награда «Первопроходец» была вручена ветерану документалистики Асифу Кападии.
В жюри Международного мусульманского кинофестиваля вошли Клаудиа Юсеф (руководитель отдела развития ВВС Films), Леон Отенг (менеджер по включению производства в BFI Filmmaking Found), Нила Батт (ведущая программы «Творческое разнообразие») и др.
Подводя итоги МIFF 2024, Саджид Варда поведал сообществу киноиндустрии и гостям фестиваля о существующих проблемах:
«Всё, что связано с мусульманами или исламом, никогда не имело, если быть честным, положительного подтекста. Проведение этого фестиваля направлено на восстановление нашей идентичности, на то, чтобы убедиться, что мы можем рассказывать наши истории через собственную призму. Это мощные истории, которые находят глубокий отклик внутри и напоминают нам, что нас объединяет больше, чем разделяет».
Программный модератор МIFF Кристина Папасотириу так прокомментировала прошедший кинофорум:
«Мы подготовили эту программу с большой любовью. Я очень хочу поблагодарить Саджида Варду за то, что он доверил мне это и позволил поработать с ним на самом первом Международном мусульманском фестивале».
«Золотой минбар»
Насколько корректно утверждать, что проведенный в Лондоне Мусульманский кинофестиваль международного формата, является первым по счёту – вопрос риторический. Ведь уже с 2005 г. в России, в столице Республики Татарстан проводится Казанский международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Девиз фестиваля – «Через диалог культур – к культуре диалога».
На этот кинофорум отбираются картины, несущие идеи миротворчества, толерантности, рассказывающие о практиках построения межнационального диалога, вне зависимости от вероисповедания. В профессиональной среде Казанский кинофорум получил статус «фестиваля гуманного кино».
Исследования мусульманского кино
Исследования, проведенные Университетом Южной Калифорнии, показали, что более половины мусульманских персонажей в западных фильмах представлены как иммигранты, беженцы или иностранцы.
Университетом были просмотрены 200 фильмов, снятых в США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии в 2017-2019 гг. и имеющих самые высокие кассовые сборы. Мусульманские герои присутствовали только в 19 фильмах, что соответствует менее 10% всех 8500 персонажей, рассмотренных 200 картин.
Исключение составляет единственный фильм, где среди главных героев женщина-мусульманка – это «Отель Мумбаи», при том, что сюжет фильма построен вокруг террористической атаки, совершенной экстремистами, являющимися выходцами из числа мусульман.
Кинокритик Аль-Бааб Хан в связи с этим справедливо отмечает: «Мусульмане живут во всем мире, но зрителям показывается только ограниченный портрет этой общины, они не видят мусульман такими, какие они есть – владельцами бизнеса, друзьями и соседями, присутствие которых является частью современной жизни».
Первый мусульманин, номинированный на «Оскар» за лучшую мужскую роль, актёр Ахмед Риз поддерживает результаты исследования:
«Данные не лгут. Эти исследования показывают нам масштаб проблемы в популярном кино, а ее стоимость измеряется потерянным потенциалом и потерянными жизнями».
Каково мусульманину получать «Оскар»?
Историю с «Оскаром» он вспоминает как о горько-сладком моменте, когда он чувствовал и благодарность, и огромную печаль одновременно:
«Как получилось, что из 1,6 миллиарда человек – четверти населения планеты, никто из нас до сих пор не был в таком положении [не был номинирован на «Оскар»]? Я спрашивал себя: если я исключение из правил, то каким же должно быть правило в отношении таких, как я? Каким должно быть неписаное правило о мусульманах – четверти населения мира, их месте в истории, культуре, их месте в обществе, если таковое вообще существует?».
Светлана Мамий по материалам GZT, The National, deadline.com
фото: Barney Production, deadline.com