Вашингтон сохранил контроль над доходами Ирака от продажи нефти с момента своего вторжения в страну в 2003 году, пишет The Cradle.
Как Соединенным Штатам удается осуществлять, фактически, полновесный контроль над финансовой политикой Багдада? Ответ кроется в механизмах, созданных после незаконного вторжения американцев.
С момента подписания указа №13303 Дж. Бушем все доходы от продажи нефти Ираком направляются напрямую на счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. Указ EO13303, известный под названием «Защита Фонда развития Ирака и другой собственности, в которой Ирак имеет интерес», ежегодно продлевался каждым президентом США, включая Дж. Байдена.
По сути, указ передает контроль над нефтяными доходами Багдада на усмотрение Белого дома, оставляя иракцам ограниченный контроль над своими ресурсами и доходами.
Согласно международному гуманитарному праву, оккупационные силы – в данном случае США и Великобритания – становятся ответственными за благополучие населения, которое они оккупируют.
В связи с этим 22 мая 2003 г. была принята резолюция Совбеза ООН №1483 о создании Временной коалиционной администрации (ВКА) под руководством Вашингтона и создании Фонда развития Ирака (ФРИ) для управления доходами от продажи иракской нефти. ВКА во главе с П. Бремером в одностороннем порядке решила разместить счета в Федеральном резервном банке Нью-Йорка.
Это решение позволило американцам сохранить жесткий контроль над доходами от продажи чужого сырья. С того момента и по сей день Министерство финансов Ирака должно подавать запросы на финансирование в Казначейство США, которое затем одобряет или отклоняет эти запросы на основе своих собственных критериев.
Такой ежемесячный перевод долларов, которые доставляются в Багдад буквально поддонами с наличными, определяет способность Ирака и его 40-миллионного населения оплачивать основные потребности, такие как зарплаты, продукты питания и лекарства.
Всякий раз, когда Вашингтон считает, что Багдад отклоняется от региональных целей США, переводы средств могут быть отложены или сокращены. Например, в январе 2020 г. после того, как иракский парламент проголосовал за высылку американских войск из-за убийства иранского генерала Касема Сулеймани администрация Трампа пригрозила заморозить доступ Ирака к его нефтяным доходам.
Сегодня финансовое положение Багдада остается тяжелым. Несмотря на то, что доходы от нефти накапливаются в Федеральном резервном банке Нью-Йорка – оцениваются примерно в 120 млрд долларов – Ирак обременен растущим долгом, который соответствует этой сумме.
Попытки ООН восстановить контроль иракцев над своими финансами в значительной степени провалились. В 2010 г. резолюция Совбеза №1956 потребовала закрыть Фонд развития Ирака не позднее 30 июня 2011 г. и перевести все доходы иракскому правительству.
Несмотря на эти четкие правовые директивы, Фонд все еще существует и остается под контролем американского Федрезерва. Продолжающееся доминирование Вашингтона над финансовыми ресурсами иракцев серьезно усугубило коррупцию и дисфункцию, преследующие страну. В июле 2024-го иракский ЦБ прекратил все иностранные транзакции в китайских юанях, поддавшись сильному давлению со стороны ФРС.
Зависимость Багдада от США в доступе к собственным доходам от продажи нефти в сочетании с его растущим долгом оказывает существенное влияние на его суверенитет.
И хотя Ирак больше не находится под оккупацией, механизмы финансового контроля, установленные после вторжения, все еще сохраняются. Эти меры контроля не только ограничивают экономическое развитие страны, но и вовлекают его в более широкую геополитическую борьбу.