Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси прибыл в Анкару в рамках своего первого официального визита в Турцию с момента вступления на пост президента 10 лет назад…
Данный визит представляет собой новый этап в турецко-египетских отношениях, ведь с начала президентства ас-Сиси между Каиром и Анкарой существовала весьма серьезная напряженность.
Это было связано с тем обстоятельством, что нынешний глава АРЕ пришел к власти посредством военного переворота, в результате которого был свергнут президент Мухаммед Мурси, являвшийся союзником турецкого президента Реджепа Эрдогана.
Однако прошло 10 лет, и ситуация в корне изменилась. Отношения между двумя странами многогранны, поскольку обе страны сотрудничают в переговорах о прекращении огня в Газе, а также по Ливии и Сомали. Как заявили представители администрации Эрдогана:
«Отношения Турции и Египта будут пересмотрены во всех аспектах, при этом планируется обсуждение возможных совместных шагов для дальнейшего развития сотрудничества. Также будет проведен обмен мнениями по текущим региональным и глобальным вопросам, особенно по израильским атакам на Газу и другие оккупированные палестинские территории».
Прошедший визит имеет символическое значение, но он также означает, что Анкара и Каир хотят показать миру, что они хотели бы работать вместе, чтобы вернуть мир в регион. При этом предполагается, что встреча двух президентов превратит процесс нормализации в основу для глубоких отношений с инициированием Совета стратегического сотрудничества, что представляет собой высший уровень координации между двумя государствами.
***
Одной из главных тем для обсуждения является оружейный вопрос. С одной стороны в этом заинтересована Анкара, которая все больше наращивает экспорт вооружений, особенно беспилотников.
С другой стороны закупка вооружений выгодна и Каиру, который уже выразил заинтересованность в приобретении патрульных судов класса Hisar, производимых турецкой государственной компанией ASFAT, а также зондирует почву относительно модернизации бронетехники.
В начале 2024 года и Baykar, и TAI сделали предложения египетским военным. Однако египтяне пока еще не предприняли шагов по возможной закупке патрульных судов и модернизации бронетехники.
Зато покупка турецких дронов, если такой контракт будет подписан, станет важным поворотным моментом в отношениях между двумя странами. Если Египет приобретет беспилотники у Турции, это будет считаться новой главой в отношениях, чего не было с момента основания Турецкой Республики.
В целом, военное сотрудничество дает оправдание для долгосрочных отношений независимо от каких-либо разногласий. В то же время продажа БПЛА Каиру может осложнить отношения с другим африканским союзником Турции – Эфиопией, чья напряженность с Египтом достигла рекордно высокого уровня.
***
Важным является и сотрудничество в области экономики, особенно в вопросах энергетики и торговли. С тех пор, как в 2021 г. между Анкарой и Каиром началась нормализация отношений, двусторонняя торговля значительно улучшилась.
В настоящее время на египетском рынке работают около 720 турецких компаний, а в феврале 2024-го инвестиции из Турции достигли $2,5 млрд и, как ожидается, к концу года могут вырасти до $3 млрд. Текущий объем торговли между двумя странами составляет порядка $7 млрд, и Эрдоган намерен увеличить показатели до $15 млрд.
Важным является и то обстоятельство, что турецкие власти хотят диверсифицировать свои газовые ресурсы и потому стремятся увеличить объемы импорта сжиженного природного газа (СПГ) из Египта.
***
И все же, несмотря на тот факт, что Каир стал крупнейшим торговым партнером Анкары в Африке, основным мотивом Турции к развитию отношений считается вопрос демаркации морской границы в Восточном Средиземноморье.
Турецкие власти хотят подписать соглашение с Египтом о демаркации средиземноморских границ, но Каир опасается, что это будет воспринято как уступка турецким претензиям на египетскую акваторию.
Анкара уже подписала соглашения о разграничении морских границ с Ливией и Грецией, и подписание аналогичного соглашения с Египтом укрепит ее позиции в регионе.
***
Одной из целей Турции в Восточном Средиземноморье является обеспечение того, чтобы ее противоречия с Грецией остались двусторонними и не переросли в более широкий региональный конфликт.
Дело в том, что Египет является важной частью «Восточно-Средиземноморского газового форума» (EastMed), куда, помимо АРЕ, входят Греция, Кипр, Израиль, Франция, Италия, Иордания и Палестина. При этом штаб-квартира форума располагается именно в Каире.
Однако, как считают эксперты, даже если Египет подпишет какое-либо соглашение с Турцией, он не согласится ни на что, что противоречит его договору с Грецией. Союз с Афинами остается центральным в расчетах Египта для Восточного Средиземноморья, поскольку с точки зрения Каира это обеспечивает баланс регионального влияния.
Muslim Politic по материалам британских СМИ
________________________________________________________________________