Арабские СМИ размышляют о последних событиях в Сирии, где боевики террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам»* (бывшая «Джабхат ан-Нусра»*, филиал «Аль-Каиды»* в Сирии) начали неожиданное наступление на Алеппо.
К ним присоединились отдельные отряды т.н. «Сирийской национальной армии», которая официально поддерживается Анкарой, хотя большинство групп СНА от боев пока воздерживаются.
***
Главный вопрос, на который пытаются найти ответ журналисты, кто стоит за новой эскалацией в регионе после того, как в Ливане было достигнуто соглашение о перемирии, отмечая явную неслучайность такой синхронности.
Как подчеркивается, случившаяся эскалация является первой с марта 2020 года, когда Россия, поддерживающая президента Башара Асада, и Турция, поддерживающая оппозиционные группировки, договорились о прекращении огня в последнем крупном оплоте боевиков на северо-западе САР.
Основное внимание, конечно, обращено на Турцию, поскольку она является главной силой, поддерживающей сторонников оппозиционных фракций. Тем более, что Дамаск продолжает отклонять призывы Анкары к нормализации отношений, поскольку турецкие власти не хотят выполнять главное условие сирийцев – вывести свои войска из страны.
Другими «игроками», на которые обращают внимание эксперты, являются США и Израиль, которые с самого начала войны в Сирии выступали против официального Дамаска. СМИ отмечают, что эскалация произошла после угрозы Нетаньяху в адрес главы САР: «Асад должен понять, что он играет с огнем».
***
В свою очередь, Middle East Eye, ссылаясь на турецких силовиков, пишет, что «операция направлена на восстановление границ зоны деэскалации в Идлибе, которые были согласованы Россией, Турцией и Ираном в 2019 г. Но то, что изначально планировалось как ограниченная операция, расширилось, поскольку силы сирийского режима начали покидать свои позиции».
Согласно изданию, турецкие военные заявили, что Турция «пыталась предотвратить наступление, чтобы избежать дальнейшей эскалации напряженности в регионе, особенно с учетом военных действий Израиля в Газе и Ливане. Однако попытки использовать каналы связи с Дамаском и Москвой не увенчались успехом».
***
А вот представители «Сирийской обсерватории по правам человека» (SOHR) считают, что «наступление ХТШ* было подготовлено при поддержке третьей стороны, о которой им не было известно. Этой стороной могут быть США или кто-то другой. Это была страна, которая дала “зеленый свет” наступлению».
В SOHR отмечают, что «перед началом боев офицеры из Восточной Европы обучали боевиков ХТШ* использовать дроны». При этом боевые действия «планировалось начать, как только начнется война на юге Сирии, если Израиль задумает вторжение в Кунейтру, Дераа или юго-западную часть провинции Риф Дамаск. Однако война в Ливане была остановлена, и после этого началось наступление».
Что же касается целей «внешних сил», то, по мнению представителей SOHR, «они перетасовывают карты: например, если в этих событиях замешана Турция, то, возможно, она пытается оказать давление на сирийские власти, чтобы заставить их сесть за стол переговоров, т.к. сейчас все ждут вступления в должность Д. Трампа, чтобы изменить зоны контроля в Сирии».
***
В целом, эксперты считают, что последние события в Сирийской республике нельзя рассматривать в отрыве от региональных и международных изменений, приведших к перераспределению стратегических интересов в регионе. Среди них выделяют:
— военные изменения: сирийская армия начала активно использовать беспилотники, что угрожает позициям боевиков в Идлибе, в свою очередь, боевики также начали активно осваивать дроны, причем иногда при поддержке украинских инструкторов;
— международное положение: сосредоточенность России на украинском конфликте и снижение ее военной активности в САР дали группировкам возможность укрепить свои позиции;
— ситуация в Иране: проблемы Тегерана и его союзников (прежде всего, в Ливане) создали вакуум, чем и воспользовались боевики в Сирии для укрепления своих позиций;
— роль Турции: Анкара пытается оказать давление на Дамаск, чтобы вести переговоры о нормализации отношений на своих условиях;
— наконец, уход Байдена и приход Трампа вновь подняли тему возможного вывода американских войск из Сирии, и в случае осуществления этого плана, он, безусловно, изменит всю региональную картину, как это ранее произошло в Афганистане.
***
Последний пункт подразумевает и возможность негласного договора между Д. Трампом и В. Путиным, который может затронуть и Сирию, и Украину. В этом случае Анкара окажется в проигрыше, что вполне могло спровоцировать турецкие власти на блиц-криг в районе Алеппо.
Тем временем войска САР, подведя подкрепления и используя авиацию, начали контрнаступление, сумев отбить некоторые захваченные боевиками позиции. Активную поддержку сирийцам оказывают российские ВКС. Однако пока положение в районе Алеппо и его окрестностях достаточно тяжелое.
* — террористические организации, запрещенные на территории РФ
Muslim Politic по материалам зарубежных СМИ
________________________________________________________________________