Нападение США на йеменских хуситов представляет собой существенный сдвиг в американской внешней политике, пишут израильские СМИ.
Как отмечается, политика Вашингтона отражает запоздалое понимание провала «доктрины быстрых сделок», принятой администрацией Трампа при решении проблем Ближнего Востока. Стало ясно, что вера в то, что сложные проблемы можно решить с помощью быстрых прямых сделок, не выдерживает критики.
С самого начала своего срока Трамп отстаивал американский изоляционизм, избегая участия в конфликтах, но в конечном итоге оказался по уши в региональных кризисах.
США не только являются крупной стороной войны в Йемене, но и глубоко вовлечены в сирийский, ливанский и иранский кризисы, что делает их уход из Сирии и Ирака в ближайшем будущем маловероятным.
Современный западный взгляд предполагает, что «физическая и социальная среда формирует индивидуальное поведение, и что, следовательно, общества можно контролировать и направлять с помощью экономических и технологических инструментов».
Но исторический опыт доказывает, что национальную идентичность, религиозные чувства и понятия чести и мести нелегко нейтрализовать.
Такое восприятие противоречит традиционной американской логике, которая основана на идее, что экономические решения могут положить конец политическим и связанным с безопасностью конфликтам.
Однако на Ближнем Востоке культурные и исторические факторы остаются ключевыми, чего Трамп не осознал, когда предположил, что экономические соглашения, такие как инвестиции и планы развития, могут убедить вооруженные группы отказаться от своих идеологических и политических целей.
Несмотря на эффективность военной политики в краткосрочной перспективе, история доказывает, что применение одной лишь силы недостаточно для разрешения кризисов на Ближнем Востоке.
Хуситы, иранцы, «Хезболла» и даже турки – это не просто рациональные игроки, стремящиеся к материальной выгоде. Ими также движут соображения национальной чести и мести, факторы, которые невозможно сдержать только экономическим или военным давлением.
Один из фундаментальных вопросов, поднятых нынешним американским сдвигом, заключается в следующем: может ли Израиль рассчитывать на долгосрочную поддержку Америки?
В свете расширяющегося культурного и ценностного разрыва между Вашингтоном и странами Ближнего Востока может наступить день, когда США вернутся к принятию изоляционистского подхода, основанного на принципах «доктрины Монро», которая базируется на непрямом военном вмешательстве в региональные конфликты.
Если это произойдет, Израиль может оказаться в одиночестве перед лицом растущих угроз со стороны Ирана, «Хезболла» и ХАМАС, в дополнение к региональным вызовам в Ливане, Сирии и Иордании.
Несмотря на изменения в американской политике, Ближний Восток останется очагом мировых беспорядков. Он будет не только ареной конфликта между мировыми державами, но и останется крупным центром противостояния между конкурирующими региональными державами. Ядерный Иран, межконфессиональные конфликты и военные столкновения между Израилем и вооруженными группами останутся проблемами, которые не найдут простых решений.
Реальность доказывает, что Ближний Восток не подчиняется логике «быстрых сделок», и что попытки навязать региону внешние решения без понимания его сложностей обречены на провал, как это уже случалось с предыдущими американскими администрациями.