Журнал Тhe Economist опубликовал результаты проведенного в Сирии опроса общественного мнения, который свидетельствует о сохраняющемся оптимизме относительно способности новых властей восстановить страну.
Опрос, в котором приняли участие 1500 сирийцев из всех провинций и этно-конфессиональных групп, показал, что 81% одобряет правление А. Шараа, и только 22% считают, что его прошлое как лидера террористической группировки «Аль-Каида» (запрещена на территории РФ) лишает его права занимать руководящие должности.
Многие из респондентов считают новый режим более безопасным, свободным и менее сектантским, чем режим Асада. При этом порядка 70% с оптимизмом смотрят на общее направление развития страны, и даже в населенной религиозными меньшинствами провинции Тартус оптимизм выразили 49%.
В то же время большинство опрошенных решительно выступают против политики Шараа по интеграции иностранных бойцов в его новую армию: 60% респондентов полагают, что вместо этого их следует депортировать. Нет единого мнения и о том, как наказывать преступников, совершивших преступления при предыдущем режиме.
По мнению экспертов, неудивительно, что в стране, пережившей десятилетия власти алавитского меньшинства, опрос выявил глубокий разрыв между суннитским большинством и меньшинствами, особенно алавитами, многие из которых были лояльны Асаду.
Так, по сравнению с 40% алавитов пессимизм относительно будущего выразили только 6% суннитов. А вот курдские, друзские и христианские общины чувствуют себя беднее, менее свободными и менее защищенными.
Также опрос выявил разногласия по поводу правовой системы, что является ключевым показателем будущего направления развития страны: более 90% суннитов выступают за законы шариата, при этом только 7% респондентов-суннитов предпочитают полностью светскую правовую систему.
Среди курдов, алавитов, друзов и христиан результаты обратные: 86% друзов и христиан и примерно 73% курдов предпочитают светские законы. Поддержка полного применения шариата также ниже среди женщин – 29% женского населения «за», тогда как поддержка мужчин составляет 40%. Более трех четвертей опрошенных поддерживают равные права для женщин.
Несмотря на внутренние разногласия, в Сирии существует единая позиция по вопросу борьбы с Израилем, который после падения режима Асада захватил сотни квадратных километров сирийской территории. Однако воевать сирийцы не хотят: две трети респондентов предпочитают дипломатические инструменты, и только 10% предпочитают вооруженную борьбу.
Тем временем Тель-Авив усиливает свои атаки: 2 апреля были совершены налеты на военный аэропорт Хамы и окрестности аэропорта в провинции Хомс, а также на Научно-исследовательский центр в Дамаске.
Также Израиль разместил своих солдат в сирийской провинции Дераа – в деревне Аль-Куя и ее окрестностях. При этом израильские военные приказали местным жителям воздержаться от ношения оружия.
По мнению экспертов, действия израильских ВВС стали посланием Турции, планирующей подписать с Дамаском соглашение о совместной обороне, которое будет включать создание двух турецких авиабаз и использование сирийского воздушного пространства в военных целях.
В связи с этим представители сионистских движений призывают не идти ни на какие уступки Анкаре, подчеркивая, что Израилю необходимо помешать Турции закрепиться в Сирии, укрепив союз с Грецией и Кипром и заручившись поддержкой США.