Эр-Рияд продвигается вперед в реализации своего амбициозного плана “Vision 2030”, включающего «строительство мегаполисов и курортов будущего», пишут европейские СМИ.
Однако для этого саудовцам приходится занимать больше денег на долговых рынках, поскольку цены на нефть остаются примерно на 20$ ниже цены безубыточности бюджета КСА.
Королевство, будучи лидером и главным архитектором соглашения по сокращению добычи нефти (ОПЕК+), начало смягчать небольшую часть этих сокращений 1 апреля.
Такая политика может оказать давление на нефтяные цены, которые в последние недели колеблются на уровне ок. 70$ за баррель. Это значительно ниже цены в 91$, которая, по мнению МВФ, необходима для сбалансирования бюджета КСА.
По мнению экономистов, такое положение дел может привести к росту государственного долга Саудовской Аравии: заимствования приведут к увеличению задолженности для покрытия запланированных расходов или могут задержать или сократить расходы на некоторые мегапроекты.
Тем более, что нефтяной гигант Saudi Aramco сокращает выплату дивидендов на 30%, что негативно отразится на доходах королевства, являющегося основным акционером компании.
В своем бюджетном заявлении на 2025-й год Эр-Рияд прогнозирует общие расходы в размере 342$ млрд, т.к. продолжается инвестирование в проекты по диверсификации экономики в сторону уходу от «нефтяной иглы». На данный момент доходы от нефти составляют ок. 61% от общих доходов страны.
Таким образом, ожидается, что доходы, которые составят 316$ млрд, будут меньше расходов. То есть, дефицит бюджета Саудовской Аравии достигнет порядка 27$ млрд, что составляет почти 2,3% валового внутреннего продукта (ВВП).
Следует отметить, что неопределенность относительно нефтяных рынков и цен в этом году сильнее, чем обычно, поскольку новая администрация США стремится ввести тарифы для своих торговых партнеров и перевернуть таким образом внешнюю дипломатию.
Это может серьезно повлиять на экономики государств, включая Китай и сами США. Если эти экономики замедлятся, спрос на нефть также замедлится, что приведет к снижению цен и, соответственно, уменьшению доходов КСА.