Обзор Аравийских стран: возвращение Трампов в регион; договор с «хуситами»; активная игра ОАЭ в Сирии; и мн. др. за апрель-май 2025

Опубликовано: 31.05.2025

Саудовская Аравия

Главным событием для саудовцев стал визит Д. Трампа, в ходе которого были подписаны соглашения на сумму более $300 млрд, охватывающие несколько областей, в первую очередь, энергетику и оборону. До этого Аравийский п-ов посетил сын американского президента. Как пишут западные СМИ, началось «возвращение семьи Трампов в регион».

Наследный принц Бин Салман в связи с этим объявил о работе над новыми соглашениями на сумму $1 трлн. Принц также подчеркнул, что отношения между странами длятся уже более 92 лет, отметив, что текущие договоренности являются «частью более масштабных амбиций».

Со своей стороны, Трамп выразил гордость визитом в королевство, заявив, что отношения между США и КСА «крепче, чем когда-либо». Американский лидер также отметил, что присоединение Эр-Рияда к т.н. «Авраамовым соглашениям» с Израилем будет «скорым и значимым».

Саудовцы надеются диверсифицировать свои внешнеэкономические связи, пытаясь «не класть все яйца в одну корзину». Так, Фонд национального благосостояния планирует удвоить свои инвестиции в Европу до $170 млрд. Государственный инвестиционный фонд подчеркивает важность ЕС как стратегического центра на глобальной инвестиционной карте КСА.

Параллельно с этим Эр-Рияд подписал ок. 60 соглашений с Китаем на сумму $3,7 млрд, включая расширение сотрудничества в области сельскохозяйственных технологий для обеспечения своей продовольственной безопасности. Символично, что эти соглашения были подписаны в тот же день, когда свой визит начал Трамп.

Эксперты отмечают, что стратегия диверсификации не ограничивается КНР, и хотя Пекин стал крупнейшим покупателем саудовской нефти, Эр-Рияд по-прежнему считает отношения с США крайне важными, в т.ч. и в ядерной сфере. В целом, Вашингтон остается главным гарантом безопасности в Персидском заливе, в то время как Китай фокусируется на экономическом и дипломатическом влиянии.

Официальные данные подтверждают, что саудовские власти тщательно балансируют между КНР и США, используя их соперничество для максимизации своих экономических выгод и не ставя под угрозу свои стратегические отношения с каждой из сторон.

Не случайно саудовцы заявили о готовности к различным сценариям в плане нефтяных цен, учитывая, что бездефицитный бюджет страны строится на цене в $90 за баррель, тогда как сейчас стоимость нефти упала до $65. Специалисты считают, что это может привести к росту госдолга КСА и задержать или сократить расходы на ряд мегапроектов.

Катар

Доха также подписала ряд соглашений с посетившей страну делегацией США во главе с Трампом, включая договор о закупке почти 160 самолетов Boeing и авиадвигателей General Electric. Кроме того стороны договорились о потенциальных инвестициях на сумму $38 млрд, в т.ч. поддержку авиабазы ​​Аль-Удейд.

В свою очередь Трамп объявил о подписании с Катаром военного соглашения на $42 млрд, включая поставку передовых самолетов, БПЛА, боевых машин и техники для борьбы с дронами. В своей речи глава Белого дома назвал катарские ВС «фантастической армией, которая играет большую роль наряду с американскими войсками». В ответ Доха подарила Трампу самолет стоимостью $400 млн.

Консорциум во главе с катарской холдинговой компанией UrbaCon, включающий турецкие и американские компании, подписал меморандум о взаимопонимании с Министерством энергетики Сирии для разработки стратегических проектов в секторе электроэнергетики с инвестициями, оцениваемыми в $7 млрд.

Министр энергетики Катара на прошедшей в Пекине Всемирной газовой конференции заявил, что Qatar Energy «станет крупнейшим экспортером СПГ», отметив, что компания работает над тем, чтобы удвоить производство этого вида сырья до 160 млн тонн.

Представители катарского МИД рассказали о причинах успеха посреднической роли своей страны. По их словам, успех обусловлен такими ключевыми факторами как: стратегическое взаимодействие, тактический нейтралитет, долгосрочные инвестиции и эффективное партнерство.

ОАЭ

Президент ОАЭ Бин Зайд на встрече с Трампом объявил о планах инвестировать в США $1,4 трлн, отметив, что между двумя странами существует прочное партнерство, которое «станет сильнее и глубже». Американский лидер, в свою очередь, заявил, что они готовы «открыть путь, позволяющий эмиратцам закупать самые передовые полупроводники в области ИИ».

Также стороны договорились инвестировать ок. $440 млрд в энергетический сектор в рамках расширения стратегического партнерства, включая проекты в области возобновляемых источников энергии и чистых технологий. Сам Вашингтон планирует инвестировать в страну $60 млрд. Также Абу-Даби готов заключить с американцами крупное оборонное соглашение.

В Сирии ОАЭ начали вести активную игру: в Азербайджане при их посредничестве прошли секретные переговоры сирийцев с Израилем. Важным событием стало заключение соглашения между Дамаском и крупнейшим портовым оператором DP World. В соответствии с ним Абу-Даби вложит $800 млн в развитие порта Тартуса, что должно укрепить его позиции как ключевого узла региональной и международной торговли.

Эмиратская ADNOC Gas подписала договор на поставку СПГ японской компании Mitsui. Объем торгового оборота между ОАЭ и Японией в 2024 г. достиг примерно $49,6 млрд, причем $17,5 млрд приходится на ненефтяную торговлю.

Абу-Даби и Казахстан подписали соглашения на сумму более $5 млрд. Договоренности охватывают жизненно важные сферы, включая возобновляемые источники энергии, транспорт, здравоохранение, цифровые решения и финансовые инвестиции.

Тем временем официальные власти Судана, где идет гражданская война, объявили о разрыве дипотношений с ОАЭ, обвинив их в поддержке противоборствующей стороны. Несмотря на это, Абу-Даби продолжает укреплять свои позиции в Африке. Так, в ходе африканского турне главы эмиратского МИД были подписаны меморандумы о взаимопонимании с Кенией, Угандой и Малави.

Кстати, согласно рейтингу US News & World Report, ОАЭ заняли 8-е место в списке самых влиятельных стран мира за 2024-й год. Для определения степени влиятельности использовались четыре основных параметра: военная мощь, дипломатия, экономическое мастерство и культурное влияние.

Йемен

Йеменские «хуситы» завели американцев в стратегический тупик, который в конечном итоге привел к тому, что Белый дом пошел на прекращение своих авиаударов в обмен на обещание прекратить нападения на коммерческие корабли.

При этом йеменцы пояснили, что отказ от атак касается только американских кораблей, израильские же суда остаются «законными целями», поскольку Тель-Авив возобновил боевые действия в Газе. Более того, «хуситы» объявили о планах установить блокаду порта Хайфы, который принимает грузы из Средиземного моря.

Снижение интереса Белого дома к йеменскому вопросу вызвало ряд вопросов, в частности, станет ли прекращение огня всеобъемлющим или оно является временным? По мнению специалистов, йеменское досье теперь рассматривается Вашингтоном как «замороженный конфликт», который остается «сугубо саудовским делом».

Йеменские эксперты перечисляют несколько сценариев относительно судьбы этого соглашения. Первый заключается в «политическом урегулировании, в котором хуситы могут быть одной из сторон». Второй представлен «провалом и соответственно возвращением обмена ударами». Третий сценарий заключается в «военной эскалации со стороны хуситов с целью получения международной легитимности».

Следует отметить, что поначалу американские удары взбодрили противников «Ансар Аллах», которые посчитали, что у них появилась возможность установить контроль хотя бы над прибрежными районами Красного моря. На операции против «хуситов» настаивали и ОАЭ.

А вот Эр-Рияд от этой идеи был совсем не в восторге, и по некоторым данным, именно саудовцы уговорили американцев прекратить свои военные операции в Йемене. В итоге Вашингтон ясно дал понять, что не будет вмешиваться в гражданскую войну между йеменцами.

Ряд экспертов считают, что решение Белого дома представляет собой продолжение американо-иранских переговоров по ядерной проблеме. Другие говорят об оказании давления на Европу и Египет, чтобы те «заплатили Америке в обмен на защиту судоходства в Красном море».

Дело в том, что стоимость начатой Трампом военной кампании в Йемене достигла более $1 млрд. Так, Пентагон использовал ок. 2 000 бомб и ракет на сумму более $775 млн, а также выпустил порядка 75 ракет Tomahawk, каждая из которых стоит ок. $1,9 млн.

Тем временем прозападное правительство Йемена сменило своего главу на фоне экономических проблем и рекордного обвала местной валюты, обменный курс которой достиг 2 600 риалов за $1.

Кувейт

Эмир Кувейта Мишааль Аль Сабах пообещал «восстановить демократию в стране в новой форме». По его словам, «приостановка действия статей конституции была направлена ​​на “лечение хронической болезни”, которая поразила всю демократическую практику и разрушила ее».

В то же время кувейтские власти начали борьбу с благотворительными организациями. Данный шаг был принят под давлением КСА, ОАЭ и США, и направлен, в том числе, на борьбу с «политическим исламом».

Также в стране продолжается процесс лишения гражданства, который затронул уже почти 45 000 человек. Гражданства лишились многие публичные лица – известные религиозные деятели, врачи, актеры, певцы. Несмотря на то, что данный вопрос является деликатным, затрагивающим как правовые, так и гуманитарные аспекты, в последнее время наблюдается значительный рост числа лишений гражданства.

Министерство обороны Кувейта объявило о возможности для женщин записываться на службу в армию. Еще в 2021 г. данный вопрос вызвал широкие политические споры. В 2022 г. министр обороны даже столкнулся с парламентским запросом по этому поводу, после чего в его адрес последовал вотум недоверия.

Тем временем Вашингтон одобрил с Эль-Кувейтом сделку по “Patriot”. Контракт на 84 ракеты и сопутствующие детали оценивается в $800 млн. Согласно Госдепартаменту, данный шаг поддержит нацбезопасность США, т.к. помогает «улучшить безопасность крупного союзника, не входящего в НАТО, являющегося важной силой для политической стабильности и экономического прогресса на Ближнем Востоке».

Кувейт и Япония повышают отношения до стратегического партнерства. Токио является одним из важнейших торговых партнеров Эль-Кувейта: в 2022 г. объем не связанной с нефтью торговли между двумя странами достиг $1,8 млрд.

Бахрейн

Бахрейн и Малайзия подписали 7 меморандумов о взаимопонимании для укрепления партнерства и укрепления двустороннего сотрудничества в различных областях, включая логистику, инвестиции, торговлю, сельское хозяйство и халяльную индустрию. Соглашения были подписаны на полях саммита ССАГПЗ и АСЕАН. Также Бахрейн подписал 9 соглашений с Кыргызстаном в ходе визита киргизского президента в королевство.

Король Бахрейна Хамад Аль Халифа встретился с министром внутренней безопасности США К. Ноэм: стороны обсудили двусторонние отношения и пути их укрепления. Бахрейнский монарх выразил «гордость своей страны за выдающиеся исторические отношения с США, тесное партнерство и постоянную координацию».

На внутриполитической сцене власти королевства объявили о роспуске «Общества национальной хартии действий», одного из самых известных политических движений в стране. Эта проправительственная организация известна своей ролью в поддержке политической жизни в Бахрейне. Данный шаг может быть связан с тем, что власти уже не видят угрозу со стороны оппозиции.

Оман

Маскат объявил об успехе своих дипломатических усилий по достижению соглашения между США и «хуситами». Султанат выразил благодарность обеим сторонам за «сотрудничество и конструктивный подход». Также Оман стал площадкой интенсивных переговоров между США и Ираном, что делает эту страну одним из главных посредников в урегулировании региональных проблем.

Кстати, отношения между Маскатом и Тегераном интенсивно развиваются, свидетельством чему является визит в страну иранского президента М. Пезешкиана, в ходе которого было подписано почти 20 соглашений в различных сферах.

Оман и Алжир подписали соглашения и меморандумы о взаимопонимании в ходе визита султана Хайсама бин Тарика в алжирскую столицу. Стороны договорились о создании совместного инвестфонда, который будет сосредоточен на различных секторах, прежде всего на продовольственной безопасности, фармацевтике, полезных ископаемых и горнодобывающей промышленности.

За прошедший период оманский султан совершил также визиты в Россию и Нидерланды. В ходе визита в РФ были заключены соглашения в области изменения климата и низкоуглеродного развития, транспорта и транзита, а также сотрудничества в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В Нидерландах было подписано 3 договора в энергетическом секторе, направленные на расширение сотрудничества в сферах чистой энергии и инфраструктуры. С помощью этих соглашений Оман стремится укрепить свои позиции в качестве мирового центра производства и экспорта «зеленого водорода».

Али Алиев, политический обозреватель портала Muslim Politic

________________________________________________________________________

Дипломатия Саудовской Аравии в Сирии: от финансов до посредничества
Франция хочет сблизиться с арабским миром, чтобы оказать давление на Трампа и Нетаньяху
Эр-Рияд и Анкара маргинализировали Израиль
Tags: ,

Comments are closed.