Почти у всех, кто так или иначе интересуется международными процессами, на слуху имя современного американского геополитика Збигнева Бжезинского, а его книга «Великая шахматная доска» стала настоящим бестселлером.
Именно перу Бжезинского принадлежит фраза: «Геополитика – это теория позиционной игры на мировой шахматной доске».
Но можно ли всю совокупность глобальных процессов международных и региональных отношений так прямолинейно свести к игре в шахматы?
Деньга Халидов, вице-президент Академии геополитических проблем:
«Безусловно, нет. Збигнев Бжезинский совершает ту же логическую и философскую ошибку, которая характерна для европейского мышления, в том числе, политического. Европейцы привыкли рассуждать в терминах дихотомического противостояния. Есть «мы» и есть «они», есть Запад и весь остальной мир, который надо привести к одному знаменателю, где ценности, теоретический и практический посылы социально-политической самоорганизации надо переформатировать таким образом, чтобы везде восторжествовали западные ценности.
Совершенно другой подход к оценке мировой ситуации в реальной политике – это подход, который корнями уходит в китайскую философскую традицию, когда мир рассматривается как сложная система, где не два игрока, противостоящие друг другу в позиционной игре, а три, четыре, а то и пять игроков. Тогда сложность мира получает реальное, адекватное отражение в реальной политике, в том числе, и в геополитике. Китай, опираясь на свою философскую, политическую и геополитическую доктрину, как правило, раз за разом выигрывает тактические бои, и у Запада, и, я бы сказал, у бывшего Советского Союза.
На сегодняшний день в мусульманском мире роль таких автономных геополитических акторов пытается играть Иран, Турция, в очень ограниченных масштабах Пакистан и в очень ограниченных масштабах Саудовская Аравия. Если рассматривать каждый из этих акторов, все они, за исключением Ирана, находятся под внешним управлением, таким очень косвенным. Их автономия ограничена глобальным сценарием Запада. И Саудовская Аравия вписана в глобальный сценарий англо-саксонской элиты, и Турция вписана. Турецкая геополитическая модель, которую сейчас можно формулировать в терминах – восстановление элементов Османской империи, в том числе, и на базе ислама.
Но в конечном счете, Турция как член НАТО, как стратегический партнер Соединенных Штатов Америки вписывается в западный сценарий.
Конечно, есть кое-какие разногласия, но автономия очень ограничена.
А та стратегическая линия, которая выстраивалась Всемирным союзом мусульманских ученых, страдает в научном плане серьезными изъянами именно в плане эсхатологическом (эсхатология – это битва конца) и геополитики. Я имею в виду Всемирный союз мусульманских ученых, который возглавляет доктор Ю. Кардави. Я сам присутствовал на всемирном конгрессе два года назад в Стамбуле и видел, насколько мусульманская (исламская) духовная элита – улемы – в плане стратегического мышления и геополитической реконструкции того, что происходит, отстают от требований времени».
***
Примечательно, что в Советском Союзе геополитика находилась под запретом и была признана научными кругами как «фашистская» и «буржуазная» псевдонаука. Так, к примеру, в Большой Советской Энциклопедии геополитике дается такое определение: «Буржуазная, реакционная концепция, использующая извращенно истолкованные данные физической и экономической географии для обоснования и пропаганды агрессивной политики империалистических государств».
В связи с этим интересно понять, является ли распад СССР, в том числе, следствием того, что советские стратеги недооценили геополитику?
Деньга Халидов:
«Абсолютно верно, одной из причин распада Советского Союза является недооценка геополитики как науки и искусства, как науки и стратегии. Дело в том, что в Советском Союзе со времен «хрущевской оттепели», с 50-х гг. произошла инфильтрация бывших «троцкистов», их наследников – идейных, политических и даже ментальных наследников в структуры власти бывшего Советского Союза. В период Брежнева они были в таком полуподпольном положении, но опять вылезли на культурно-политическую поверхность в начале 80-х гг., особенно, при Горбачеве.
«Пятая колонна» и либеральная («троцкистская») креатура в структурах власти в Советском Союзе в 80-е гг. старательно «подводила под монастырь» Советский Союз, игнорируя геополитику, игнорируя стратегические геополитические цели Запада. И здесь мы получили то, что имеем сегодня: распад Советского Союза, распад второго полюса мира, превращение «Большой России» (каковой была советская страна) в обычную региональную державу с десятками, сотнями баллистических межконтинентальных ракет.
Советский же Союз играл такую роль, которая и не снилась нынешней России».
***
Учитывая все сказанное, нельзя не отметить, что в современном мире без геополитических навыков ориентироваться в международном пространстве, по сути, невозможно. Так необходимы ли для мусульман знания в области геополитики?
Деньга Халидов:
«Что нам дает геополитика? Она дает возможность выделять главные вызовы от второстепенных, выделять главные приоритеты от второстепенных, выделить главного стратегического противника от второстепенных. Геополитика дает возможность концептуально выстроить четкую градацию угроз, проблем, вызовов.
Отсутствие геополитического мышления отражается и на многих рядовых мусульманах, которые по зову сердца идут в Сирию, и их бросают в топку войны, и они там, фактически, погибают в братоубийственной войне.
Поэтому проблема мусульманской геополитики, имея в виду весь мусульманский мир, очень актуальна».
Muslim Politic
Передача «Мусульманская политика»