Продолжение. Начало – в части №1: Невыученные уроки постсоветского пространства
Может ли Татарстан отделиться от России?
При аналитическом разборе реальных перспектив и предпосылок отделения части российских регионов и превращения их в независимые государства многих, прежде всего, интересует конкретика. В этой связи было бы разумным проанализировать такой важный регион как Татарстан, поскольку татары как нация занимают второе место в России по численности, а сторонники независимости этой республики порой выступают на различных митингах и демонстрациях.
Анализ основных факторов особенности Татарстана
Основными тезисами приверженцев выделения Татарстана из состава России являются следующие факторы:
— исторический;
— экономический;
— и этно-конфессиональный.
Если рассматривать историю Татарстана, то факт существования в прошлом Волжской Булгарии или Казанского ханства как независимых государств, конечно, очевиден. Экономический аспект также является немаловажным, ибо именно Татарстан является одним из «регионов-доноров», т.е. обеспечивающих не только себя, но и другие регионы. В этнической и религиозной сферах Татарстан также может претендовать на свою особость: большинство жителей республики являются с одной стороны – татарами, с другой стороны – мусульманами. Таким образом, может показаться, что все самые значимые атрибуты и предпосылки для получения независимого статуса налицо.
Однако объективный взгляд требует подойти к исследованию данного вопроса более широко и более тщательно. И если начать с исторического фактора, то окажется, что:
— во-первых, нельзя сбрасывать со счетов тот более чем пятисотлетний период времени, который прошел со времен ликвидации Казанского ханства (о Волжской Булгарии в этом контексте даже и говорить не приходится);
— во-вторых, едва ли не половина татар проживает за пределами Татарстана, и многие из них никак не привязаны ни к Волжской Булгарии, ни к Казанскому ханству, ни к современному Татарстану.
Что касается экономического фактора, то объективный анализ показывает, что самым весомым в нем является нефть. И здесь возникает дилемма – каким образом сторонники независимости Татарстана собираются ее экспортировать, учитывая, что республика не имеет выхода к морю и не граничит с другими государствами, кроме России, от которой они и хотят отделиться? Это, кстати, касается не только нефти, но и других отраслей экономики.
Можно было бы, конечно, подключить Башкирию, но ведь еще в 90-х (когда, фактически, каждый делал, что хотел) Казань не могла договориться с Уфой даже по многим более простым вопросам. Так о каких же совместных проектах можно будет говорить в случае выделения Татарстана? А если еще представить, что и Башкортостан вдруг получит независимость, то склоки между двумя соседями неизбежно приведут как к внешним, так и к внутренним конфликтам (в этой связи следует помнить, что в Башкирии проживает немалое количество татар, и Казань уже не раз указывала на ущемление их прав, в то время как Уфа эти обвинения отвергает).
Последний значимый аспект, который необходимо рассмотреть в более широком плане, является этно-конфессиональным. Татарская нация действительно в количественном отношении занимает второе место в России, и она действительно составляет большинство в Татарстане. Но, как уже отмечалось:
— во-первых, едва ли не половина татар проживает за пределами Татарстана, причем часть их никак не связана собственно с казанскими татарами;
— во-вторых же, в самом Татарстане почти половину населения составляют представители русской нации, при том, что именно Россия окружает Татарстан по всему периметру его границ.
Об этих проблемах очень часто предпочитают либо просто не говорить, либо использовать известную в нашей стране формулу «авось». Разумно ли это? Представляется, что грамотный подход подразумевает другую методику.
Трагические примеры политических «разводов»
Но может в истории были какие-либо похожие примеры политических «разводов»? Действительно были, и одним из самых известных из них стал «развод» между Индией и Пакистаном. Этот процесс был отмечен масштабным взаимным переселением по религиозному принципу: мусульмане переселялись на территорию Пакистана, последователи индуизма – уходили в Индию. И тот, кто хотя бы в минимальном объеме знаком с той суровой действительностью, которая окружала этот «развод», едва ли пожелает испытать подобное на себе. Многочисленные стычки и конфликты, огромное количество жертв, неисчислимое число покалеченных судеб с обеих сторон и многие другие беды – такова была суровая действительность разделения бывшей британской колонии на два государства.
В качестве другого примера можно привести Югославию. Вероятно, все знают и помнят об ужасах кровавой гражданской войны, развернувшейся на руинах бывшей СФРЮ; помнят о многочисленных жертвах и покалеченных судьбах ни в чем не повинных мирных жителей и с той, и с другой, и с третьей сторон.
Так желают ли сторонники отделений подобных сценариев для своих соплеменников и соседей? А ведь рисков, что ситуация развернется именно в таком ключе, много, очень много. Достаточно вспомнить о том страшном положении, в котором оказался Татарстан в начале 90-х, когда весь регион оказался на грани масштабной войны, последствия которой были бы столь ужасны, что перекрыли бы собой все ужасы и пакистано-индийского конфликта и гражданской войны на Балканах. И те, кто спровоцировал бы начало военных действий, неминуемо оказались бы виновны во всех бедах тех, кто пострадал бы в этом безумном хаосе.
Причины появления стремления к отделению от центра
Но по каким же причинам в том или ином обществе порой возникают мысли об отделении. Как правило, это связано:
— либо с ущемлениями прав в этно-конфессиональной сфере;
— либо с непропорциональным распределением доходов;
— либо с ростом национального самосознания, постепенно превращающимся в национализм.
Сторонники отделения Татарстана выделяют в качестве основной причины первый аспект, и в какой-то мере это имеет под собой определенную почву. Запреты религиозных книг, попытки ограничения изучения национальных языков, отказы на строительство мечетей, обвинения части мусульман в самых разных грехах – эти проблемы в России действительно имеют место быть, и делать вид, что всего этого нет, было бы необъективно и несправедливо.
При всем при этом часть озвученных проблем как раз для Татарстана не совсем актуальна. Например, проблемы строительства мечетей или открытия медресе едва ли имеют место быть в этой республике. А если они и имеются, то винить в этом именно центральную власть было бы неправильно, также как и винить центр во многих других проблемах, ибо вот уже двадцать с лишним лет Казань обладает одним из самых близких к независимости статусу (если сравнивать Татарстан с другими регионами). Жаловаться на малый бюджет татарстанцам тоже было бы несправедливо. Ну а говорить о том, что именно Москва «вынуждает обвинять часть мусульман в противоправных действиях, например, в поджогах храмов», также неразумно, как обвинять ее в коррупции среди каких-нибудь татарстанских чиновников. Проблемы здесь, очевидно, не внешние, а, прежде всего, внутренние, и они такие же, как и во многих других регионах, что связано с общим упадком по всей стране моральных и нравственных устоев.
Так кто сказал, что в случае получения независимости Татарстаном, эти проблемы исчезнут? Разве внутри республики имеются какие-то объединенные оппозиционные силы, стоящие на единой идеологической и политической платформе, которые могли бы претендовать на роль первых лиц? Давайте же будем объективными – такой единой силы в Татарстане не существует. И если даже представить, что вдруг завтра Татарстан получит независимый статус, то более чем очевидно, что уже через небольшой период времени оппозиционные движения начнут выяснять отношения между собой. Националисты и либералы, сторонники т.н. «традиционного» ислама и т.н. «салафиты» – разве смогут они найти между собой общий язык? Не говоря уже об упоминавшейся проблеме соотношения русского и татарского народов.
Кто-то скажет, что главное – достичь независимости, а там видно будет, но, извините, такие лозунги исходили в 1917 г. от революционеров, которые, как известно, сначала «все до основания разрушали». Разумен ли такой подход? Очевидно, что те, кто рассуждают в подобном ключе – либо слишком наивные люди, либо… Да и кто даст гарантии, что получится что-то построить, учитывая все те аспекты, о которых уже не раз говорилось.
Правда, есть еще один вариант – обратиться за помощью к Западу. Но если кто полагает, что западные державы день и ночь переживают за татарстанцев, то таких людей искренне жаль. Запад действительно желает отделения Татарстана или любого другого региона, но только для того, чтобы «разделять и властвовать». И если они примут участие в этом процессе, то, несомненно, постараются привести к власти своих протеже, иначе им нет никакого смысла кому-то в чем-то помогать. И тогда через небольшой период времени уже сами татарстанцы окажутся перед необходимостью протестовать против очередного гей-парада или подобного рода мероприятий. И это не говоря уже о тех военных базах, которые сразу же появятся на территории «не независимых» республик. Этого ли хотят надеющиеся на западную помощь, или они вновь надеются на принятый в нашей стране «авось»?
Промежуточные итоги
Таким образом, если подытожить все сказанное, нельзя не придти к выводу о том, что то положение, в котором находится современный Татарстан, не несет в себе никаких реальных предпосылок для его отделения от России. Рассуждения в этом ключе абсолютно фантастичны и представляют собой лишь гипотетические предположения. При этом даже минимальное критическое осмысление проявляет полную утопичность разговоров на эту тему.
Однако, конечно же, это вовсе не означает, что татарстанцы или жители любого другого региона не должны быть активными в деле преображения своей страны. Вопрос только – каким образом наиболее предпочтительно действовать в современных реалиях? И это является еще одной темой, требующей пристального, но обязательно объективного осмысления.
Тухватуллин Марат, аналитический обозреватель портала
Muslim Politic