Последние, стремительно развивающиеся события в Йемене приковывают к себе пристальное внимание многих экспертов и аналитиков. И связано это с тем обстоятельством, что с одной стороны в стране произошли серьезные внутриполитические изменения. С другой стороны — государство, по сути, оказалось на грани распада, что само по себе является важным геополитическим аспектом, учитывая большую актуальность проблемы сепаратизма в современную эпоху.
***
Прежде чем, приступить к рассмотрению внутриполитической ситуации в Йемене, вероятно, следует немного окунуться в историю этой южно-аравийской страны…
Северный Йемен, входивший в состав Османской державы, был провозглашен независимым государством еще в 1918 г. В 1962 г. там произошел военный переворот, осуществленный армейскими частями. В результате была провозглашена Йеменская Арабская Республика (ЙАР) со столицей в г. Сана.
Южный Йемен, с 1839 г. находившийся под протекторатом Великобритании, получил независимость в 1967 г. и получил наименование Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ) со столицей в г. Аден.
В 1990 г. два государства объединились в Республику Йемен.
Через четыре года (в 1994 г.) в стране вспыхнула гражданская война, и бывшие лидеры НДРЙ объявили о создании на юге независимого государства. Однако в начавшемся военном противостоянии победу одержали войска северян.
В январе 2011 г. в стране начались массовые антиправительственные выступления, в т.ч. вызванные «Арабской весной». В итоге, в ноябре 2011 г. тогдашний президент Али Абдалла Салех подписал указ о передаче полномочий вице-президенту страны Абдураббихи Мансуру Хади. В феврале 2012 г. на досрочных президентских выборах А. Хади был избран президентом страны со сроком полномочий на два года.
***
На сегодняшний день в Йемене существуют три весомые политические силы. Это: движение «хути»; группировки, тесно связанные с «Аль-Каидой»; и сторонники отделения юга страны, в основном, представленные движением «Южный Херак».
Первым из перечисленных сил, по причине последних событий, вероятно, следует рассмотреть движение «хути» (иногда называемое «хуси»), которое на первом этапе своей деятельности, фактически, представляло лишь зайдитское меньшинство.
***
Зайдитами считаются последователи внука Хусейна (сына четвертого праведного халифа Али) – Зайда ибн Али. В 730-х гг. он возглавил восстание против Омейядов в иракском г. Куфа, которое, однако, было очень быстро и жестоко подавлено. Это восстание не принесло каких-либо ощутимых результатов в тактическом плане, однако впоследствии стало одним из залогов успеха аббасидского движения.
Позднее последователи Зайда выделились и обособились в религиозно-политическое течение, одним из отличительных признаков которого стало особое отношение к вооруженным выступлениям, ставших одним из принципов мусульман-зайдитов. Что же касается богословских предпочтений, то зайдиты заняли некую среднюю позицию между собственно шиитами и суннитами, что всегда играло свою положительную роль во их взаимоотношениях как с шиитами, так и с суннитами. На самом деле разногласия касаются в основном лишь вопроса власти, т.е. это не вопросы вероубеждения как такового. Однако и сейчас, и прежде, эти и другие аспекты подчас становятся предметом настолько острых дискуссий, что по окончании диспутов люди начинают видеть в своих оппонентах еще более опасных врагов, чем даже тех, кто в действительности проявляет агрессию по отношению к последователям ислама. Это, к сожалению, и приводит мусульман к братоубийственным войнам, чем умело пользуются заинтересованные силы.
Итак, как становится ясно, идеология зайдитов не является сектантской; зайдиты не вышли за рамки дозволенного; к тому же, во многих вопросах они крайне близки к собственно суннитским убеждениям.
Одной из исторических особенностей зайдитов является то, что они сумели образовать несколько собственных государств, одно из которых как раз и находилось в районе современного Йемена. В настоящее время большинство зайдитов проживают именно в этой стране, хотя их общины существуют как в Саудовской Аравии, так и в других государствах.
***
Что касается непосредственно движения «хути», то оно возникло в 80-х гг. прошлого века. В начале своей деятельности движение развивалось как молодежная организация, которая вскоре после объединения Йемена превратилась в партию, представлявшую права зайдитского меньшинства.
В 1997 г. партия выросла в политическое движение, получившим название «Организация верующей молодежи». Основным лозунгом организации стали такие слова: «Аллах Велик… Смерть Америке… Смерть Израилю…». Данный лозунг повторяется крайне часто, в том числе и в мечетях. Именно запрет на произношение этого лозунга в мечетях считается одной из причин начала противостояния с официальными властями.
Поначалу конфликт протекал в информационно-политическом русле, однако затем в 2004 г. он перерос в вооруженное противостояние. С того времени произошло несколько кровавых столкновений с правительственными войсками, причем в одном из них (в 2009 г.) на стороне йеменского правительства выступил Эр-Рияд. Власти Саудовской Аравии полагали, что сумеют легко разгромить зайдитские отряды, поскольку на стороне саудовцев была и авиация, и бронетехника, и другие современные виды вооружения, закупленные у США. Однако «успехи» саудовской армии оказались настолько провальными, что отряды «хути» едва не разгромили самих саудовцев. После нескольких серьезных ударов и потерь (более 70 солдат) Эр-Рияд предпочел завершить прямые военные столкновения. Йеменские же власти в лице А. Салеха, правившего в стране уже более 30 лет, поняли, что справиться с повстанцами сами они не смогут, поэтому конфликт был «заморожен».
В 2011 г. в Йемене началась «Арабская весна», и зайдиты приняли в ней самое активное участие. В результате совместных с другими оппозиционными движениями усилий режим Салеха был свергнут, и он покинул свой пост, причем сделал это в Эр-Рияде. После революции, в Йемене начался «процесс национального диалога», и движение «хути», наряду с другими организациями, подписало соглашение, в соответствии с которым все вооруженные группы должны были сложить оружие. Однако этот процесс затормозился…
***
В августе 2014 г. уже новые йеменские власти совершают крупную экономическую и политическую ошибку. Они принимают решение, согласно которому жителям Йемена урезают субсидии на закупку топлива, посредством чего поддерживалась беднейшая часть йеменского общества. Этот антисоциальный закон ударял в том числе и по зайдитскому меньшинству. В результате, «хути» организовали массовые выступления как в самой столице, так и в других крупных городах. Власти попытались заглушить антиправительственные настроения силой. Тогда «хути» при молчаливой, а где-то, возможно, и реальной поддержке тех йеменцев, кто также пострадал от принятого закона, ответили властям собственной мобилизацией.
Уже через несколько дней повстанцы взяли под контроль резиденцию правительства, Министерства обороны, здравоохранения, информации; а также Генштаб, Центральный банк и телевидение. И это говорит о том, что реальной поддержкой власти Йемена абсолютно не обладали, причем как на уровне населения, так и на уровне армии.
К настоящему времени сторонники «хути» установили множество КПП по всей столице. Также они взяли под контроль часть провинции Ходейда на западе, международный аэропорт и морской порт. Все это может дать им возможность получать существенную помощь от своих союзников. Так же они вполне могут установить контроль и над Баб-эль-Мандебским проливом, имеющим стратегическое значение в региональном и международном масштабах. На севере Йемена «хути» контролируют пограничные пункты на границе с Саудовской Аравией. В добавление к этому они продвигаются в центр и на юг страны, постепенно устанавливая контроль над провинциями эль-Бейда, Дамар, Ибб.
***
Такое стремительное продвижение породило массу вопросов. В частности, как «хути» смогли добиться таких больших успехов за столь короткое время? Часть политологов и экспертов полагает, что успехи зайдитов в Йемене связаны исключительно с иранской поддержкой. Не оспаривая факт союзнических отношений «хути» с Ираном, все же нельзя не отметить, что такая поддержка едва ли может объяснить факт отсутствия серьезного сопротивления со стороны йеменских властей. Ведь сторонники «хути» не прибыли в Сану на танках и самолетах, которые, как раз, имелись в наличии у правительственных сил. Поэтому сводить все исключительно к иранской поддержке выглядит достаточно субъективно.
Тогда в чем же причина успеха «хути»? Вероятнее всего, произошедшее объясняется абсолютной непопулярностью власти, что породило своего рода внутриполитический вакуум. По сути, правительство не контролировало ситуацию в стране, так же, как это происходит, к примеру, сейчас в Сомали. И когда йеменские власти еще и урезали субсидии для бедняков – а Йемен, к сожалению, является одной из беднейших арабских стран – общее недовольство сразу вывело людей на улицы, причем в не зависимости от их этнических и идеологических предпочтений.
И более чем очевидно, что если бы не выступили «хути», на их место встали бы другие жители Йемена. Просто зайдиты оказались сплоченными и уже закаленными в прошлых противостояниях. Да и никаких угроз или притеснений на этнической или религиозной почве они с собой не несут. К тому же, выступили они не против власти как таковой, а против начавшейся антисоциальной политики йеменского правительства, что отражает чаяния большинства жителей Йемена.
Таким образом, движение «хути» уже вышло за рамки моноэтничного союза, фактически, представляя, а где-то даже и отстаивая интересы многих йеменцев. Не случайно те города, куда вступают повстанцы, не только не оказывают им никакого вооруженного сопротивления, но и сами зовут их к себе, поскольку народ действительно устал от анархии, бедности и разгула тех группировок, которые глубоко окопались на территории Йемена. Эти группировки, тесно связанные с «Аль-Каидой», и являются той грозной силой, с которой уже столкнулись повстанцы, и которую следует отдельно рассмотреть в следующей части данного исследования…
Али Алиев, эксперт портала
Muslim Politic