Салахуддин аль-Аййуби – великий, но скромный, смелый, но благородный

Опубликовано: 24.11.2014

Салах ад-Дин аль-Аййуби, без всяких сомнений, оставил в истории ислама один из самых ярчайших следов. Нравственные качества и черты характера этого уникального человека могут и сейчас служить примером для всех мусульман, особенно учитывая современное состояние мусульманского мира, раздираемого кровопролитными конфликтами и смутами.

19

***

Будущий освободитель Иерусалима родился в районе Ирака в первой половине XII века, а приблизительно через десять лет его семья переехала в Сирию, где заняла видное место при местных правителях из династии Зангидов.

Интересно, что в юные годы Салахуддин не особенно интересовался военным искусством, предпочитая изучать различные науки. Однако затем, под влиянием своих родственников, к военному делу приобщился и он.

К тому времени Ближний Восток представлял собой регион, разделенный на сферы влияния между тремя основными силами: побережье и часть Палестины, включая Иерусалим, контролировали крестоносцы; Египет и некоторые окрестные земли находились под управлением династии Фатимидов; Сирия же и часть Ирака были под контролем Зангидов.

***

Взаимоотношения Зангидов и Фатимидов были неоднозначными. С одной стороны, это были представители разных идеологических направлений, ведь Зангиды придерживались суннитской традиции, тогда как Фатимиды были последователями исмаилитских доктрин. Исмаилитское течение, некогда отделившееся от шиитской традиции, проповедовало различные тайные и скрытые знания и порой противопоставляло себя всем остальным мусульманам, причем как суннитам, так и шиитам. (Хотя некоторые фатимидские правители были достаточно умеренны и лояльны по отношению к другим мусульманам).

Ближе к концу своего правления Фатимиды попали под влияние своих визирей, которые, по сути, и обладали всей полнотой власти. Именно визири и обратились за помощью к Зангидам в борьбе против общего на тот период времени врага – крестоносцев. Зангиды понимали, что захват Египта крестоносцами однозначно приведет к усилению крестоносного движения и поставит мусульманский мир на грань краха. В связи с этим, они выступили единым с Фатимидами фронтом, отвлекая на себя значительные силы общего для обеих сторон противника.

Однако политические игры фатимидских визирей несли с собой постоянные угрозы: они то и дело меняли свои предпочтения, заключая соглашения то с мусульманами, то с крестоносцами, которые, пользуясь ситуацией, несколько раз вторгались на территорию Египта. В итоге, после ряда сражений армия Зангидов сумела не только изгнать крестоносцев из Египта, но и смогла закрепиться в его столице – Каире. При этом визирь Фатимидов по имени Шавир ибн Муджир был низложен, а его должность занял Салахуддин аль-Аййуби.

В течение небольшого периода времени Салахуддин завоевал в Египте большую популярность. Его справедливая политика привлекала к себе многих, и он стал любим и уважаем подавляющим большинством египтян. Это вызвало зависть и страх со стороны последнего фатимидского правителя аль-Адида, который попытался составить против нового визиря заговор с целью его убийства. Но Салахуддин сумел раскрыть эти козни и ликвидировал данную угрозу.

После этого войска египтян и сирийцев отразили очередное нападение со стороны крестоносцев и, нанеся им серьезные поражения, вынудили их отступить. Возвратившись в Каир, Салахуддин принимает решение изолировать последнего фатимидского правителя и лишить своих постов всех, кто мог того поддержать. В итоге, вся реальная власть оказалась сосредоточенной в руках Салахуддина, а через некоторое время умер и сам аль-Адид. Таким образом, Салахуддин и оказался во главе Египта, основав там новую династию Аййубидов.

***

Государство Аййубидов, по сути, изначально было независимым государством, хотя формально и считалось частью аббасидской державы (по крайне мере, в проповедях упоминались именно представители этой династии).

Главной же угрозой для мусульман Ближнего Востока являлись в то время крестоносцы, и, прежде всего, Иерусалимское королевство. К тому времени правителем там стал Гвидо Лузиньян, женившийся на сестре бывшего короля Болдуина IV. Хотя самым авторитетным среди крестоносцев считался Раймонд, граф Триполитанский.

Как уже упоминалось, Салахуддин успешно сражался с крестоносцами в Египте, и этот опыт помог ему в противостоянии с ними и в Палестине. При этом следует отметить, что войска Аййубидов не сразу сумели одержать победу над своими противниками – несколько раз они терпели от них и поражения. Однако каждый раз они восстанавливали свои силы и продолжали двигаться дальше.

В итоге, это привело армию Салахуддина к знаменитой и разгромной победе в сражении при Хиттине, состоявшемся в 1187 году. Войска мусульман сумели отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и затем полностью ее разгромили. Результат битвы был колоссален – в плен попал даже сам король Иерусалимский. Но вот что интересно, впоследствии он был отпущен взамен на обещание, что он больше не будет участвовать в военных действиях.

Среди тех причин, которые позволили мусульманам одержать в этой битве победу, можно отметить: высокий моральный дух армии; успешное военно-стратегическое планирование; дипломатическое мастерство Салахуддина, заключившего соглашения с частью крестоносцев, что вывело их из дальнейшей борьбы.

Победа при Хиттине имела огромное значение, и дало импульс к дальнейшим победам. Результатом этого стало:

— освобождение в том же, 1187 г. Иерусалима и третьей святыни ислама «Масджид аль-Акса»;

— начало конца крестоносного движения как одного из самых больших колониальных движений Средневековья;

— окончание разлада и упадка исламского мира на Ближнем Востоке, по крайне мере, до монгольского нашествия, когда упавшее было вновь знамя подхватили мамлюкские правители;

— подтверждение важности единства уммы в противостоянии с различными угрозами;

— победа вернула мусульманам достоинство, которое частично было утрачено после завоевательных походов крестоносцев;

— одновременно с этим, по причине доблести и мужества мусульман, в сердцах их врагов поселился страх, и, как ни странно, в то же самое время — восхищение и глубокое уважение; это было вызвано тем благородством, великодушием и толерантностью, которые сделали Салахуддина поистине легендарной личностью, признаваемую и уважаемую во всем мире, в т.ч. и в самой Европе.

***

Благородные качества Салахуддина проявлялись в самых различных областях. Так, когда его армия вошла в Иерусалим, он провел там обряд очищения города. И в том числе, это подразумевало собой следующие действия: большая часть пленных была отпущена (причем просто так); беднякам, вдовам и сиротам были выделены средства из собственной казны Салахуддина (и это было сделано без каких-либо религиозных предпочтений для того, чтобы они смогли добраться до тех стран, куда они захотят отправиться).

При этом запрет на нанесение ущерба церквям и монастырям, их обитателям и паломникам-пилигримам касался всех христианских течений, в т.ч. и католиков, и был строгим и категоричным. Христиане могли свободно выполнять свои религиозные обряды, а христианским паломникам, посещающим святые места, мусульмане обеспечивали полную безопасность. И это после всего того, что сделали крестоносцы с населением Иерусалима…

О благородстве Салахуддина ходит много легенд, которым сложно не верить, зная реальные исторические факты. К примеру, известно об уважительных взаимоотношениях, которые сложились у мусульманского правителя с английским королем «Ричардом Львиное Сердце». В связи с этим существует легенда о том что, когда у Ричарда сильно разболелась голова, Салахуддин даже отправил ему специальное снадобье. Известно также и то, что, благодаря дипломатическому таланту Салахуддина, между Ричардом и мусульманами был заключен мир, после чего король смог вернуться в Европу.

Салахуддин отличался не только военным и дипломатическим талантом, но также обладал и высокими личными качествами. Он не приближался к греховным и потому запрещенным поступкам и был человеком религиозным, усердным в молитве, стараясь при этом не пропускать и совместные молитвы. Его справедливость побуждала к проведению постоянных (по два раза в неделю) совещаний, на которых присутствовали судьи, ученые, религиозные деятели.

С самых разных мест приходили к нему самые различные люди — богатые и бедные, женщины и мужчины. Каждый приходил со своей проблемой в надежде получить справедливое решение, ведь он был благородным и щедрым, мягким, кротким и терпеливым. Разгневать его чем-нибудь было очень трудно. Отличался Салахуддин и истинно рыцарскими качествами — состраданием и благородством даже к своим врагам, примеров чего в человеческой истории было не так уж и много.

Также известно, что Салахуддин, будучи правителем большого и, фактически, независимого государства, был крайне скромным. Например, когда после его смерти, заглянули в его личную казну, там обнаружили лишь… 47 серебряных и одну золотую монету.

Несмотря на достигнутые им успехи, он отличался аскетизмом, а также безразличием к соблазнам этого мира и сопутствующей им суете. Его личность характеризует, к примеру, такой поступок. Как-то в Дамаске ему приготовили роскошный дворец для проживания. Увидев это, Салахуддин сказал: «Поистине, мой дом это — палатка, через щели которой дует ветер, и поистине, она милее мне, чем этот дворец и другие соблазны мира». После этого он велел уволить руководителя своего «дивана» (канцелярии), построившего для него этот дворец.

Когда Салахуддин ушел из жизни, его смерть оплакивали не только мусульмане, но и представители других религиозных учений. Даже европейцы до сих пор восхваляют и прославляют достоинства этого, поистине, уникального, в своем роде, человека.

***

Пример Салахуддина, как и пример других великих героев, таких как Абд аль-Кадир аль-Джазаири, безусловно, показали всему миру, какими могут и должны быть подлинно исламские, мусульманские лидеры. Их доблесть и храбрость, щедрость и благородство заставили даже самых лютых врагов говорить о них с большим уважением и почтением.

Очевидно, что этих, вне всяких сомнений, великих людей можно и нужно ставить в пример и всем современным последователям ислама. Ибо только такие качества как любовь к единству; безразличие к мирским соблазнам; скромность и близость к народу; щедрость, терпение и благородство – только сочетание этих и многих других высоких моральных качеств может дать тот великий результат, который был дарован Всевышним Его истинному рабу и служителю – Салахуддину аль-Аййуби.

Руслан Раминов, специально для портала

Muslim Politic

Tags: ,

Comments are closed.