Известный журналист Т. Мейссан считает, что к разворачивающимся в Саудовской Аравии событиям прямое отношение имеют и США, и Израиль, пишут западные СМИ.
Как полагает Мейссан, помимо непосредственной борьбы за власть со стороны сына короля Салмана, за устранением его конкурентов скрывается и раздел нефтяной компании Aramco. Ведь весте с удаленными от нефтяного бизнеса принцами оказались оттеснены и китайцы, которые предлагали купить долю в 5% за $100 млрд, причем даже без процедуры биржевых торгов IPO.
Также журналист отмечает, что, несмотря на заявления Бин Салмана о переходе к «умеренному исламу», Эр-Рияд едва ли откажется от политики вмешательства в дела ближневосточных стран. Однако данный лозунг все равно свидетельствует о коренной ломке в королевстве. С одной стороны, она обусловлена тем, что КСА превращается в испытательный полигон для проведения экспериментов «цифровой революции».
С другой стороны – обязательствами в рамках секретного договора саудовских властей с Израилем по борьбе с Ираном, заключенного в июне 2015 г. в ответ на иранскую ядерную сделку. Согласно этому пакту, Саудовская Аравия должна стать «флагманом демократизации стран Персидского залива», чтобы сдержать Тегеран за счет масштабной политической перестройки региона.
По словам Мейссана, это соглашение заключалось в тот период времени, когда «мяч в Сирии еще находился на стороне экстремистов, а проект “Великого Курдистана” еще не был заблокирован Д. Трампом». И новая геополитическая реальность, при которой Дамаск, благодаря российской поддержке, выходит из войны победителем, заставляет саудовцев менять тактику. Согласно мнению журналиста, учитывая скандал, случившийся с С. Харири, очевидно, что теперь ставка делается на то, чтобы дестабилизировать Сирию посредством обострения ситуации в Ливане.