Отношения между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и его американским коллегой Дональдом Трампом часто то охлаждались, то вновь теплели, но сейчас они на подъёме, поскольку их интересы сошлись по нескольким основным вопросам, пишет «МК-Турция».
Как отмечается, «оба президента находятся под давлением экономических последствий коронавируса, и оба имеют всё более напряжённые отношения со многими другими странами. Также они понимают друг друга, разделяют любовь к политике сильных мира сего и лелеют потенциально взаимовыгодные деловые сделки».
Трамп, по сути, дал зелёный свет недавним турецким военным операциям в Сирии и Ливии. «Мы пришли к некоторым договорённостям во время нашего разговора», – сказал Эрдоган об их разговоре по Ливии, не вдаваясь, правда, в подробности.
Эрдоган будет доволен и тем, что ФБР начало расследование в отношении базирующегося в Соединённых Штатах Ф. Гюлена, которого Анкара обвиняет в подготовке неудавшейся попытки государственного переворота в 2016 году. Вместе с тем, Трамп воздержался от введения санкций в отношении Турции за покупку российской системы противоракетной обороны С-400, которая, по мнению НАТО, несовместима с собственными оборонными системами.
Несмотря на это, эксперты Европейского Совета по международным отношениям полагают, что глава Белого дома помешал Эрдогану углубить свои растущие связи с Россией: «Если бы не этот странный фактор Трампа, мы действительно оказались бы в турецко-российской оси».
Согласно экспертному мнению, растущее согласие между лидерами – это драматический поворот по сравнению с 10 месяцами назад, когда Эрдоган был на грани конфликта с американскими войсками в северной Сирии и критиковал Вашингтон за вооружённую поддержку курдских сил, в то время как Трамп угрожал разрушить экономику Турции.
Напряжённость ослабла после того, как американские военные уступили территорию на севере Сирии турецким войскам и их союзникам в октябре 2019 года. Между тем, Соединённые Штаты также, вероятно, рады видеть, что Турция проверяет поддерживаемые Россией успехи в Сирии и Ливии.
Кроме того, Эрдоган смягчил свой тон в отношении США из-за пандемии коронавируса и опасений серьёзной рецессии. Он не активировал ракетную систему С-400 в апреле, как было запланировано, возможно, для того, чтобы предотвратить санкции Вашингтона, или для того, чтобы договориться о сделке свопа с Федеральной Резервной Системой (ФРС), или для защиты инвестиционной среды.
Тем не менее, это не означает, что Турция повернётся спиной к России, скорее, она всё ещё будет выступать за «балансирование». В частности, нерешённым остается вопрос о покупке Турцией новой партии российских ракетных комплексов С-400. «Есть ли новый этап сотрудничества?», – задаются вопросом эксперты Немецкого Фонда Маршалла Соединенных Штатов. – «Вероятно, есть окно возможностей. Окно состоит в том, что Турция не вводит в эксплуатацию С-400. Но если они это сделают, то всё вернётся на круги своя».