Наследный принц КСА Бин Салман понял, что после прихода к власти в США Дж. Байдена ситуация на Ближнем Востоке изменилась, в связи с чем и выступил с инициативой улучшить отношения с Тегераном, пишет Le Figaro.
Как отмечает издание, за последнее время в поведении Тегерана или его союзников на Ближнем Востоке ничего не изменилось, следовательно, заявления саудовского кронпринца говорят о том, что что-то «изменилось за кулисами».
28 апреля Бин Салман заявил, что «Иран – соседняя страна, и все, что мы желаем, – это хорошие отношения. Мы не хотим проблем с ИРИ, напротив, мы хотим, чтобы Иран развивался».
Ранее в Багдаде прошли секретные ирано-саудовские переговоры. И хотя Эр-Рияд и Тегеран это отрицают, иракский чиновник заверил Le Figaro факт проведения переговоров, заявив: «Именно саудовцы хотели этих встреч. Они предложили Пакистан, но Иран отказался. Когда же был предложен Ирак, Тегеран согласился, так как имеет там реальное влияние».
Согласно изданию, тайные саудовско-иранские контакты в Багдаде пользуются поддержкой США, а также Китая, основного торгового партнера Тегерана и Эр-Рияда. «Саудовцы говорят, что все достижения в регионе, включая китайский Шелковый путь, не могут быть успешными, если соперники в Персидском заливе не договорятся», – объясняет иракский чиновник. Также королевство к этому шагу толкает и возможное снятие санкций с Ирана после возможного возобновления «ядерного соглашения».
Как поясняет Le Figaro, для Эр-Рияда в повестке саудовско-иранских переговоров два главных вопроса: «Война в Йемене и угроза со стороны союзного иранцам иракского ополчения». При этом чиновник полагает, что «приоритетом для Эр-Рияда является прекращение йеменского конфликта». Но ополченцы, запускающие в Саудовскую Аравию из южного Ирака ракеты и беспилотники, также становятся для КСА «головной болью».
Что касается Исламской республики Иран, то, как резюмирует издание, страна «задушена санкциями и нуждается в реалистичной политике, но потребуется немало усилий, пока лед между “вражескими братьями” по обе стороны Залива действительно растает».