Главным мировым событием продолжает оставаться украинский кризис, геополитическое измерение которого гораздо более велико, чем это может показаться на первый взгляд. В то же время в странах Ближнего Востока тоже идут важные процессы…
Турция
Анкара начала операцию на севере Ирака против «Рабочей партии Курдистана» (РПК), одной из целей которой является создание «временных баз для контроля над регионом». По словам турецких властей, армия не планирует уходить из страны до тех пор, пока «угрозы не будут полностью устранены».
На этом фоне глава МИД М. Чавушоглу заявил о превращении страны в мировую державу: «Если вокруг вспыхивает огонь, необходимо его потушить. Потому что Турция – больше не региональная держава. Турция теперь является мировым игроком». Означает ли это, что турецкие власти начнут пересматривать свой статус в НАТО? На данный момент этого, конечно, не ожидается, но отказ от натовских учений показывает, что такой вариант возможен.
По крайней мере, в военно-экономическом плане Анкара явно пытается двигаться вперед. С одной стороны, Эрдоган объявил о «цифровой мобилизации» и планах создать «собственную Кремниевую долину». С другой стороны, С. Байрактар рассказал о начале серийного производства беспилотного истребителя MIUS.
Американцы хотят перетянуть Анкару на свою сторону. Об этом может говорить изменение позиции по продаже истребителей F-16: по мнению Госдепартамента, это «пойдет на пользу интересам США и безопасности НАТО, особенно после украинского кризиса».
Также Вашингтон продолжает искать способ урегулирования конфликта из-за российских С-400. Ранее Белый дом призвал Анкару передать эти комплексы Киеву в обмен на возвращение в программу производства F-35. Турецкие власти в ответ призвали отказаться от навязывания каких-либо условий, отметив, что данное предложение «нереалистично и неприемлемо». МИД ожидает, что США «придут с новым предложением» по F-35 и ЗРК “Patriot”. Примечательно, что одновременно Анкара рассматривает возможность приобретения у РФ истребителей Су-57 и второго полка С-400.
А вот отношения с Израилем явно начали улучшаться: в марте состоялся первый за долгое время визит в страну израильского президента И. Герцога. На совместной пресс-конференции глава Турции Р. Эрдоган заявил, что их «общей целью с Израилем является возрождение политического диалога на основе общих интересов и взаимоуважения».
После этого визита появились сообщения, что стороны ищут возможность построить газопровод как одну из европейских альтернатив российским энергопоставкам. При этом Турция хочет вложить почти $10 млрд в добычу и транспортировку 540 млрд кубометров газа из Черного моря.
Началось восстановление отношений и с Саудовской Аравией: Эрдоган нанес визит в королевство, где встретился с королем Салманом и его сыном. Накануне визита Анкара решила прекратить суд по делу об убийстве Джамаля аль-Хашакджи, передав его Эр-Рияду. Продолжаются попытки нормализовать отношения и с Египтом: впервые за 9 лет в АРЕ был назначен турецкий посол. По словам Чавушоглу, прочные отношения с Каиром жизненно важны для Восточного Средиземноморья.
Наконец, Турция хочет в течение 15-20 месяцев вернуть на родину 1,5 миллиона сирийских беженцев, улучшив отношения с Дамаском и обеспечив безопасность на севере Сирии. Над сближением турецко-сирийских позиций работают КСА и ОАЭ. Чавушоглу уже заявил, что они «могут сотрудничать с Дамаском в вопросе борьбы с терроризмом, не признавая при этом режим Б. Асада». Правда, сирийцы эти сообщения категорически опровергли.
Сирия
Дамаск продолжает восстанавливать контакты с арабо-мусульманским миром. Так, сирийские представители обсудили в Джакарте пути развития торговых отношений с Индонезией.
Продолжается развитие отношений и с Эмиратами: министр высшего образования САР обсудил с временным поверенным в делах ОАЭ сотрудничество в научной и исследовательской областях. Абу-Даби поддержал Сирию и в ООН – постпред ОАЭ З. Нусейба назвала стабильность в Сирийской республике «важной опорой арабской безопасности». Кульминацией двусторонних отношений стал визит Б. Асада в Эмираты. Вашингтон выразил глубокое разочарование визитом, увидев в нем «попытку узаконить Асада».
Помимо ОАЭ Дамаск плотно контактирует с Оманом: лидеры двух государств провели телефонные переговоры. В ходе беседы стороны обсудили «братские отношения между двумя государствами и пути укрепления двустороннего сотрудничества». Кроме того, Сирия продолжает укреплять отношения со странами Персидского залива на культурном уровне. Об этом, в частности, свидетельствует показ сирийского сериала на саудовском телевидении.
А вот по мнению спецпосланника ООН по Сирии, сирийский кризис является «не замороженным, а горячим». Выступая в Совбезе, он отметил, что конфликт по-прежнему угрожает международному миру и безопасности. Также он напомнил о 6,8 миллионах беженцев и 6,2 миллионах внутренне перемещенных лиц. В свою очередь, генсек ООН А. Гутерреш подчеркнул необходимость политического урегулирования, чтобы сохранить суверенитет страны, территориальную целостность и независимость.
Тем временем Дамаск потребовал от ООН расследования действий международной коалиции при освобождении от террористов г. Ракка в 2017 г. Военная операция коалиции привела тогда к разрушению почти 80% жилого фонда, 29 мечетей, 40 школ. Погибло не менее 4 000 мирных жителей. Сирийские власти отметили, что коалиционные силы не делали различий между экстремистами и мирным населением. Кстати, Amnesty International расценила действия западной коалиции как «военные преступления».
Ирак
Иракцам пока так и не удалось выбрать президента, вследствие чего страна до сих пор остается без правительства. Выборы срывались несколько раз из-за отсутствия кворума. Согласно решению Федерального суда, парламент должен был избрать президента до 6 апреля, однако этого не произошло, и Багдад вновь оказался в политическом тупике.
На пост президента претендуют десятки кандидатов, но реальными считаются лишь двое: действующий президент Б. Салех («Патриотический союз Курдистана», ПСК) и Р. Ахмед («Демократическая партия Курдистана», ДПК). Салеха поддерживает т.н. «Координационная структура» – альянс проигравших последние выборы, а Ахмеда – альянс «Спасение Родины», в которую входят победившее на выборах движение «Ас-Саирун» во главе с М. Садром и коалиция «Ас-Сияда». КС выступает за коалиционное правительство, Садр же требует создания правительства национального большинства.
Отсутствие президента тормозит процесс создания правительства, и затяжной политический кризис грозит ухудшением и так уже непростой и тяжелой ситуации. Усугубляет положение и проблемы с продовольствием: из-за украинского кризиса Багдад начал усиленно закупаться пшеницей. На этом фоне спикер парламента М. Халбуси заявил о своем возможном уходе из политики.
Тем временем в страну после 8-летнего отсутствия вернулся эмир племен «дулайм» А. Сулейман. Эксперты считают его выход на иракскую авансцену попыткой нанести удар по альянсу «Ас-Сияда», ослабляя таким образом и позиции Садра.
Сам победитель последних выборов подверг резкой критике турецкую операцию на севере Ирака, заявив, что они «не будут молчать и не допустят агрессии». Официальные власти также осудили операцию Анкары, назвав ее «нарушением суверенитета и неприкосновенности страны».
Из других важных событий следует отметить иранский ракетный удар по базе израильского «Моссада» в Эрбиле. Существует несколько версий произошедшего, и, согласно одной из них, Тегеран направил израильтянам мессэйдж, чтобы те прекратили свои попытки дестабилизировать западные районы Исламской республики.
Отношения с иранцами для Ирака, безусловно, важны, в т.ч. и по причине необходимости импорта газа. Как рассказал министр энергетики страны, «создание единой энергетической сети со странами Персидского залива, о чем ранее сообщалось, оказалось весьма дорогостоящим проектом, и Багдад не может принять цены, предложенные аравийскими монархиями. Стоимость иранского же газа вполне приемлема и подходит Ираку».
На этом фоне один из лидеров Иракского Курдистана М. Барзани заявил что «в ближайшем будущем они станут экспортером газа в остальную часть Ирака, а также в Турцию и Европу, что будет способствовать энергетической безопасности этих стран». Данный проект крайне выгоден Эрбилю, Тель-Авиву, Анкаре и западным державам, т.к. он может стать альтернативой российским трубопроводам.
Ливан
Ливанцы в условиях жесточайшего экономического кризиса готовятся к парламентским выборам. Голосование запланировано на 15 мая, «если чего-то не произойдет», как отметил президент страны М. Аун.
Накануне выборов поддерживающее президента «Свободное патриотическое движение» (СПД) объявило о сохранении альянса с движением «Хизбулла», заключенного еще в 2006 г. В свою очередь, «Хизбулла» помирила СПД с партией «Аль-Марада», чтобы не допустить победы «Ливанских сил» во главе с прозападным С. Джааджаа.
Джааджаа тем временем попытался создать союз с партией «Аль-Мустакбаль» (ее лидер С. Харири ранее объявил об уходе из политики), но не преуспел в этом деле. Из предвыборной гонки вышел также экс-премьер Ф. Синьора, тоже пытавшийся объединить политиков против сил Сопротивления. А вот брат С. Харири, Баха, создал свое политическое движение, в т.ч. и при помощи американских лоббистов.
Тем временем в стране продолжается острый экономический кризис. Власти даже объявили о приостановке выдач загранпаспортов ввиду отсутствия финансирования. Как пишут СМИ, спрос на загранпаспорта вырос в десятки раз. Из-за кризиса участились случаи похищения людей с требованием выкупа: за 4 месяца текущего года произошло 53 таких случая.
Также в Ливане приняли закон, дающий властям полномочия в отслеживании финансовых переводов внутри страны и наложении ограничений на банковские счета и покупку иностранной валюты. Эти меры вызвали шквал недовольства у ливанцев, которые вышли на митинги протеста. Учитывая складывающуюся обстановку, вице-премьер С. Шами заявил, что его страна и Центробанк обанкротились.
Foreign Affairs одной из причин этого прямо назвала действия главы ЦБ и США. Как пишет издание, Вашингтон ведет избирательную политику в борьбе с коррупцией в Ливане, а санкции использует в борьбе с политическим оппонентами, в частности, с «Хизбулла».
Спасти ситуацию пытаются КСА и Франция, объявившие о выделении Бейруту €66 млн и создании совместного фонда для поддержки основных секторов. Однако эксперты считают, что главные цели фонда кроются совсем в ином.
Иордания
В Хашимитском королевстве от титула принца отказался сводный брат короля Хамза. До этого он в письме раскаялся за свое участие в мятеже. Тем не менее, The Economist пишет, что «соперничество внутри королевской семьи угрожает стабильности страны». Издание считает, что борьба за престолонаследие между Хамзой и наследным принцем Хусейном может усилить раскол между бедуинами и «палестинцами», учитывая тот факт, что мать Хамзы имеет палестинское происхождение.
При этом критика Абдаллы II становится все более частым явлением, а недавняя поездка монарха в Германию для операции на спине повлекла едкие комментарии о состоянии системы здравоохранения Иордании, считающейся одной из лучших в арабском мире.
Пессимизма добавляет и доклад Департамента государственной статистики о том, что в течение 2020-21 учебного года ок. 10 000 учителей потеряли работу. Основной причиной этого стала пандемия коронавируса, из-за чего школы ушли на дистанционное обучение, а некоторые и вовсе закрылись. Кроме того, рядовому гражданину грозят: высокие цены и безработица (половина молодежи не имеет работы), а экономика, по словам одного из бывших премьеров, близка к банкротству.
Опросы в стране показали все возрастающую аполитичность населения. Так, только 1% иорданцев имеют намерение вступить в политическую партию, и это на фоне попыток властей реформировать партийную систему. Помимо этого, 64% респондентов не доверяют правительству…
Во внешней политике Амман старается сохранить свою ведущую роль в защите исламских и христианских святынь в Иерусалиме. Иорданские власти заявили, что Израиль несет всю полноту ответственности за последствия эскалации напряженности в мечети Аль-Акса. По этому вопросу был проведен ряд встреч с лидерами арабских стран, на одной из которых Амман поспорил о статусе мечети с Абу-Даби. В целом все эти встречи оказались не очень результативными – нападения израильтян в Иерусалиме не останавливаются.
Палестина
Ситуация в Палестине продолжает ухудшаться: весь мусульманский мир следит за противостоянием в расположенном в Иерусалиме комплексе Аль-Акса – третьей святыни ислама. Самым мощным стал штурм мечети 15 апреля со стороны полицейских Израиля, в результате чего более 150 палестинцев были ранены.
Обострению ситуации предшествовали планы иудейской группы «Возвращение на гору», объявившей о намерении совершить жертвоприношения на Храмовой горе во время Песаха. При этом израильская полиция начала вторгаться в комплекс мечети едва ли не каждый день. Кроме того, Тель-Авив возобновил строительство т.н. стены апартеида.
Действия Израиля осудили даже его союзники в лице ОАЭ. Эр-Рияд же возложил на Тель-Авив всю ответственность за нападения и призвал международное сообщество сыграть свою роль. Генсек Совета стран Персидского залива также осудил действия израильских сил.
Ранее президент Палестины М. Аббас предупредил об опасных последствиях политики Израиля в отношении палестинцев. На встрече с госсекретарем США Э. Блинкеном он пригрозил «исполнить последние решения, принятые Центральным советом Организации освобождения Палестины, если Тель-Авив продолжит свои односторонние меры». Речь в данном случае идет о решении приостановить признание Израиля и прекратить обязательства Палестинской администрации по всем соглашениям.
На этом фоне ЮНЕСКО принял резолюцию, в которой говорится, что все действия Израиля, направленные на изменение идентичности Святого города и его правового статуса-кво, не имеют юридической силы. Резолюция также призывает Тель-Авив прекратить провокации и односторонние незаконные действия против Харам аш-Шарифа (Храмовой горы) и Старого города. При этом о притеснении говорят не только мусульмане, но и представители христианской общины.
Обуздать израильских ультраправых попытались палестинцы Газы и ливанцы, выпустившие несколько ракет по прилегающим территориям. В свою очередь, Иран отправил Тель-Авиву карты всех его ядерных объектов и складов, включая и недавно перевезенные. Повлияет ли это на израильские власти, пока не ясно…
Руслан Раминов, специально для портала