Хотя прямой военный конфликт между Азербайджаном и Ираном «остается маловероятным, напряженность между странами нарастает быстрыми темпами и может переплестись с российско-украинским кризисом и потрясти НАТО из-за поддержки Баку Турцией».
Об этом говорится в анализе американского Центра стратегических и стратегических исследований Stratfor. В анализе утверждается, что растущий союз Ирана с Арменией после окончания войны за Карабах усилил напряженность между Тегераном и Баку. Инцидент со стрельбой в азербайджанской дипмиссии в иранской столице стал дополнительным фактором роста напряженности, из-за чего Азербайджан эвакуировал сотрудников своего посольства и членов их семей.
***
Среди наиболее важных файлов, которые касаются Ирана на данный момент, считается вопрос «Зангезурского коридора», который хочет проложить Азербайджан через пограничную полосу между Арменией и Ираном, контролирующуюся сейчас Ереваном. Турция поддерживает создание этого коридора, но Армения его отвергает и настаивает на том, что это будет угрожать ее территориальному суверенитету.
Что касается Ирана, то он категорически против создания данного коридора, поскольку он снизит зависимость других стран от Ирана в транспортировке товаров и людей. Кроме того, Тегеран опасается, что коридор перекроет сухопутный доступ Ирана к Евразийскому экономическому союзу через Армению и, таким образом, к одному из его важнейших партнеров – России.
Второй заметный файл – это азербайджанская община в ИРИ, и этот вопрос осложняет отношения двух соседей. И хотя в самом Иране нет азербайджанских сепаратистских политических партий, некоторые группы из самого Азербайджана призывают к созданию независимого азербайджанского государства на севере ИРИ. При этом они утверждают, что представляют иранских азербайджанцев.
С началом массовых антиправительственных протестов в Иране в сентябре 2022 года Баку ужесточил свою риторику, назвав иранских азербайджанцев «частью нации», а север ИРИ – «Южным Азербайджаном». Баку может попытаться поддержать потенциальное сепаратистское движение в северном Иране. И учитывая, что азербайджанцы являются крупнейшим этническим меньшинством в ИРИ, составляя 16% населения страны, Тегеран, разумеется, имеет основания опасаться того, что Баку будет использовать азербайджанское население в качестве рычага против центральных властей.
***
И все же основной причиной ирано-азербайджанской напряженности является даже не озвученные факторы, а нечто другое. Беспокойство иранцев вызывает крайне тесное сотрудничество Азербайджана с Израилем – главным заклятым врагом Ирана.
11 января Баку назначил своего первого посла в Израиле, который сильно зависит от азербайджанской стороны в своих энергетических потребностях, покупая у этой страны 48% столь необходимых нефти и газа. Помимо этого, Баку предоставляет Тель-Авиву разведывательные данные и разрешает использовать свою территорию для операций «Моссада».
В обмен на такую поддержку Израиль предоставляет Азербайджану ключевое оружие и военные технологии, о чем свидетельствует использование азербайджанской армией оружия и беспилотников израильского производства во время нагорно-карабахского конфликта 2020 года.
***
Начнется ли война между Ираном и Азербайджаном? Stratfor, считающийся в экспертной среде «теневым ЦРУ», исключает такое развитие событий и говорит о том, что прямая война между двумя странами в 2023 году маловероятна. Даже если в регионе вспыхнет очередной вооруженный конфликт, ни те, ни другие не хотят воевать друг с другом, ведь цена этого вопроса будет непомерно высока для обоих.
Тем более, что в случае военного конфликта между Тегераном и Баку в него на стороне последнего решительно вмешается и Анкара. А это может втянуть в боевые действия непосредственно НАТО, что стало бы, с точки зрения американского аналитического центра, «драматическим событием», ведь Турция является одним из наиболее важных членов Североатлантического альянса.
К тому же, гипотетический военный конфликт между Ираном и Азербайджаном, вероятно, усугубит потрясения на глобальном энергетическом рынке за счет нарушения потоков нефти и газа через Южный Кавказ и саму Турцию.
***
В целом, анализ показывает, что нынешние события между Ираном и Азербайджаном предоставили выигрышную позицию для первого, поскольку иранцы укрепили свою силу в качестве основного посредника в этом региональном кризисе до весьма высокой степени…
Muslim Politic по материалам Stratfor