Западные СМИ признали, что выигравший выборы Реджеп Эрдоган [набрал 52,16% голосов] пользуется «реальной популярностью», которая и позволила ему победить, несмотря на множество внутренних и внешних вызовов. В то же время западная пресса выразили опасения по поводу амбиций Эрдогана относительно роли Турции на региональном и международном уровнях.
Так, Washington Post пишет, что «победа Эрдогана подчеркнула власть его самых верных сторонников, многие из которых являются консервативными мусульманами, как ключевой и прочной силы в политике страны».
С другой стороны, «эта победа заставила оппозицию задуматься о том, что могло бы быть, если бы они выбрали более привлекательного кандидата, чем Кылычдароглу [получил 47,84%], который принял более жесткую риторику в последние недели своей кампании в неудачной попытке привлечь националистически настроенных избирателей».
«Союзники Турции за границей, в том числе США, должны пройти еще 5-летний срок с переменчивым Эрдоганом, который является тернистым партнером, извлекшим выгоду из отношений своего правительства с созвездием международных акторов, включая Россию, для достижения внутриполитических целей», – резюмирует издание.
New York Times назвала свою статью: «Несмотря на инфляцию, землетрясения и ожесточенную гонку, Эрдоган был переизбран». Издание охарактеризовало победителя как «изменчивого лидера, который разозлил своих западных союзников, но при этом укрепил свою хватку в турецком государстве».
«Его победа означает, что он может оставаться у власти по крайней мере четверть века, углубляя свой консервативный след в турецком обществе, преследуя свое видение страны с растущей экономической и геополитической мощью и укрепляя позиции Турции как мусульманской державы с населением 85 миллионов человек», – подчеркивает NYT.
Что касается внешней политики, то газета цитирует Галиба Далая, аналитика по делам Турции из лондонской исследовательской группы Chatham House, который полагает, что «Эрдоган действует, исходя из того, что мир вступил в стадию, на которой западная гегемония уже невозможна».
Wall Street Journal под заголовком «Эрдогану нужна послевыборная ось», пишет, что турецкий лидер «легко выиграл второй тур и по-прежнему пользуется реальной популярностью среди консервативного националистического большинства».
Британская The Guardian выражает восхищение тем, что Эрдоган «получил поддержку во многих районах, наиболее пострадавших от финансовых потрясений в стране, а также в районах, пострадавших от двух землетрясений».
В свою очередь, французская Le Monde в статье, озаглавленной «Эрдоган выигрывает исторический второй тур в Турции», отмечает, что победа «укрепит позиции президента на местном и международном уровнях.
Результаты выборов будут иметь последствия далеко за пределами Анкары, поскольку Турция находится на перекрестке между Европой и Азией и играет важную роль в НАТО. При этом самым серьезным испытанием для Эрдогана станет тяжелая экономическая ситуация».