Провинция Идлиб, находящаяся в зоне ответственности Турции, становится местом новых ожесточенных столкновений между радикальными группировками и армией президента Башара Асада.
О проведении точечных операций на территории Идлиба проинформировало Министерство обороны Сирии. В заявлении военного ведомства отмечается, что армия во взаимодействии с ВКС России атаковала «штабы, склады и места запуска беспилотников», которые принадлежали местным вооруженным группировкам.
Вероятно, речь идет, прежде всего, о контролирующей этот анклав радикальной группировке «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, признана в России террористической и запрещена). Операции правительственных сил, как подчеркнул официальный Дамаск, стали ответом на недавние нападения, совершенные боевиками в сельской местности провинций Хама и Латакия.
Накануне Центр по примирению враждующих сторон (ЦПВС) в Сирии сообщил, что местные радикальные группировки пытались нанести удар из системы залпового огня северо-восточнее российской авиабазы Хмеймим.
Параллельно российская сторона обращала особое внимание на «систематические, целенаправленные и грубые нарушения протоколов деконфликтации и двустороннего Меморандума по безопасности полетов в Сирии» авиацией международной антитеррористической коалиции, возглавляемой США.
***
СМИ утверждают, что действующие в турецких протекторатах группировки попали в ситуацию неопределенности из-за того, что их никто не информирует, какой будет «дорожная карта» примирения между Анкарой и Дамаском. Особое беспокойство в их среде вызывает требование сирийского правительства вывести турецкий контингент.
В последние недели правительственная армия беспрепятственно усилила свои позиции на линиях соприкосновения. Это вызывает у оппозиционеров опасения за то, что именно было согласовано в Астане на переговорах между Россией, Турцией, Ираном и Сирией.
Представители умеренной оппозиции выражают уверенность, что эскалация боевых действий – это пролог к полномасштабному конфликту, который может закончиться плачевно для неподконтрольных правительству анклавов. Они отмечают, что армия Асада мобилизовала свои ресурсы и стянула к фронту бронетехнику.
Один из оппозиционных командиров предположил, что турецкой стороне не удалось закрепить на бумаге особый статус мятежных районов и обеспечить гарантии безопасности. Вместе с тем противники Дамаска опасаются, что участок стратегически важной магистрали М-4, пролегающей через этот район, вернется в руки Асада «без чего-либо взамен».
***
Не исключено, что президент Реджеп Эрдоган демонстративно оставил без внимания проблемы тех сил, которые действуют в зоне турецкой ответственности в Сирии. Дело в том, что в июне стало известно об интенсификации контактов между ХТШ и «Сирийскими демократическими силами» (СДС), опирающимися на враждебные Анкаре курдские формирования и обладающими поддержкой США.
Изначально диалог был сконцентрирован на продаже топлива: автономная администрация северо-востока Сирии, которая контролируется СДС, по-прежнему владеет критически важными месторождениями и считает себя вправе вести торговлю с другими частями САР.
Однако, как утверждают арабские издания, на каком-то этапе переговоры перетекли и в политическую плоскость. ХТШ, которая находится в «черных списках» на Западе, обратилась к курдским командирам с просьбой убедить США в необходимости «обнуления террористического ярлыка».
Вместе с тем радикальная структура, некогда известная своими связями с «Аль-Каидой» (группировка признана в России террористической и запрещена), предложила помогать курдским формированиям в проведении операций против других экстремистов. В качестве жеста доброй воли ХТШ передала СДС задержанных ранее активистов, работавших на ее службу безопасности.
***
Таким образом, ХТШ, по сути, стала выстраивать собственную политику без оглядки на Турцию, что и является той основной причиной, из-за которой удары сирийских и российских сил по провинции Идлиб, фактически, остались без внимания Анкары.
По материалам НГ