Иракские официальные лица заявили, что реализация соглашения с Тегераном о выводе курдских группировок из пограничной полосы с Ираном и их разоружении сталкивается с препятствиями, которые мешают его полной реализации, пишет Al-Araby аl-Jadeed.
В августе 2023-го Багдад и Тегеран объявили о подписании соглашения о безопасности, в соответствии с которым Ирак взял на себя обязательство ликвидировать лагеря курдско-иранских отрядов, расположенных на границе с Ираном, и передать Тегерану тех, кто объявлен в розыск. В сентябре Багдад в рамках данного соглашения объявил об эвакуации штаб-квартир курдско-иранских групп.
Согласно Высшему комитету Ирака по осуществлению соглашения, все курдские штабы, расположенные на границе, были эвакуированы, но Тегеран это не подтвердил. Представители Багдада подтверждают, что большая часть соглашения была выполнена, однако существуют нерешенные вопросы.
В первую очередь речь идет об отказе части курдов покинуть свои позиции и сдать оружие. В основном это касается курдских националистов и коммунистов, которые все еще прячутся со своим оружием в труднопроходимых районах, отказываясь сдавать оружие Багдаду.
Большая часть курдско-иранских групп была переброшена из районов и деревень, расположенных на иракско-иранской границе, к югу от Эрбиля (на дороге с Киркуком) и в Сулейманию, а различное вооружение находится под контролем правительства Ирака. Все эти объекты являются временными, поскольку они будут снова переведены в строящиеся в настоящее время Багдадом лагеря и будут находиться под контролем ООН.
Руководство Патриотического союза Курдистана заявило, что «в настоящее время лагеря строятся для курдско-иранских партий – один в Эрбиле и другой в Сулеймании, и эти партии вместе со всеми семьями их членов будут переведены в эти лагеря после того, как они будут построены».
Как отмечают представители Багдада, Ирак серьезно относится к реализации своего соглашения о безопасности с Ираном, поскольку осознает серьезность предупреждения иранской стороны относительно наземных и воздушных операций на территории Ирака, если Багдад не реализует соглашение.