В отношении положения женщин в исламе существует множество мифов и предубеждений, прежде всего, связанных с ее «домашним» статусом. К сожалению, порой, их распространяют и сами мусульмане. Тогда как история свидетельствует о том, что мусульманские женщины могли достигать весьма значительного положения, например, поста амира аль-бахр, т.е. адмирала морского флота.
Как известно, в Индонезию ислам пришел мирным путем – посредством торговцев и проповедников, от которых местные жители и восприняли слово Всевышнего.
Однако на индонезийской территории существовало множество различных государственных образований, которые нередко воевали между собой. Этим умело пользовались европейские колонизаторы, первыми из которых в данном регионе оказались португальцы.
К XVI веку Португальская империя достигла своего пика могущества – ее владения простирались от Южной Америки до Индостана. В начале 1500-х гг. Лиссабон в рамках кампании по блокировке мусульманской торговли захватил ключевые морские точки: Аден (совр. Йемен), Ормуз (совр. Иран) и Малакку (совр. Малайзия).
После взятия Малакки португальцами и их дальнейшей экспансии в Юго-Восточную Азию одной из главных сил в регионе стал Султанат Ачех (совр. Индонезия).
Это государство славилось своим сильным военным флотом, которым руководили опытные и талантливые адмиралы-лакшаманы. Одним из них в середине 1500-х гг. был и Махмуд Сайях, у которого была дочь Малахаяти, будущая «львица Ачеха»…
Детская мечта
Как гласят индонезийские исторические хроники, Малахаяти с самого детства мало интересовалась домашними делами, ее основной интерес был нацелен на деятельность своего отца. И потому, когда в 15-летнем возрасте ее захотели отдать замуж, она отказалась, решив осуществить свою детскую мечту.
В итоге, после окончания учебы в медресе девушка решила поступить в султанскую военную академию (Маахад Байт аль-Макдис), где она встретила своего будущего мужа.
Через определенное время будущая амира аль-бахр становится главой дворцовой стражи и руководителем правительственного протокола. И каждый иностранный гость, который хотел встретиться с султаном, сначала должен был пройти проверку именно у нее.
Несмотря на свои высокие должности, молодая, но решительная женщина не забывает и о своих военно-морских навыках, участвуя вместе со своим супругом-адмиралом в сражениях против португальских колонизаторов.
В 1586 году ее муж, как и многие другие индонезийские моряки, погибает в сражении при Телук Хару.
«Инонг бали»
Оставшись вдовой, Малахаяти не ушла в себя, а решила собрать свое войско – армию «Инонг бали» («флотские вдовы»), в которую вступили тысячи женщин, чьи мужья погибли в битве с португальцами. Она обратилась с этой просьбой к султану, и он дал свое разрешение, назначив Малахаяти своим адмиралом.
Храбрые индонезийки начали оттачивать свое мастерство и вскоре достигли высокого уровня подготовки, что позволило им начать выходить в море.
Через некоторое время военная слава «флотских вдов» достигает и европейцев, которые начинают видеть в «Инонг бали» одну из сильнейших военно-морских сил не только в Молуккском проливе, но и в водах Индийского океана.
На тропе войны
К тому времени, на индонезийские земли уже начинает претендовать не только Португальская империя, но и Нидерланды, отправившие в 1595 г. свою первую экспедицию в Ост-Индию.
Голландцы, надеясь прибрать к рукам торговлю специями в Индийском океане, пытались проникнуть в регион под видом простых торговцев. Однако их недипломатичное поведение раскрыло их цель и привело к столкновениям с местными государствами. Одним из них стал и Султанат Ачех.
Маскируя свои военные корабли под торговые, голландцы хотели сформировать ударную группу для уничтожения индонезийского флота. Но в какой-то степени их подвело колониальное высокомерие – на встрече с ачехским султаном представитель Нидерландов повел себя вызывающе.
Все это привело к тому, что в 1599 г. между двумя сторонами вспыхнул вооруженный конфликт. Силы Ачеха возглавила Малахаяти и ее армия «флотских вдов». После серии ожесточенных сражений голландский корпус был полностью разгромлен, а их командир пал прямо на палубе своего корабля от руки «ачехской львицы» в схватке один на один.
Репутация
«Инонг бали» еще несколько раз сталкивались со своими противниками, пока в Нидерландах не поняли, что «худой мир лучше хорошей войны». В результате, глава голландского правительства отправил в султанат своих эмиссаров, которые привезли письмо с извинениями.
Индонезийцы приняли извинения, и в 1601 г. между сторонами было заключено соглашение о прекращении огня. Примечательно, что со стороны ачехцев договор подписывала именно Малахаяти.
Репутация амиры аль-бахр стала настолько высокой, что уже в следующем году в Ачех прибыл эмиссар из Англии, привезший специальное послание от королевы Елизаветы I. С англичанами также было заключено мирное соглашение, а переговоры со стороны индонезийцев вновь вела «правая рука» султана.
Народная память
Такова была необычная жизнь этой героической женщины. И погибла она тоже в бою – во время одного из сражений с португальскими захватчиками. Похоронена «львица Ачеха» в небольшой рыбацкой деревушке на острове Суматра.
Жители Индонезии чтут и помнят первую мусульманскую женщину-адмирала: в 2017 году ей был присвоен почетный статус Национального героя страны. Память о Малахаяти сохранилась и в названиях различных важных объектов – от университетов и больниц до морских портов и военных кораблей…
Muslim Politic по материалам индонезийских авторов